Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Формирование стратегических целей развития

Формирование стратегических целей развития региона

 

Дроздова О.В., ст. преподаватель Викторова Т.С.

 

Происходящие в российском обществе сложные процессы, такие как необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе; усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;  переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов; изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы, неод­нозначно влияют на экономическое развитие регионов. Таким образом, перед руководством субъектов Федерации возникают новые задачи по обеспечению оптимального развития и функционирования регионов. Решение этих задач в рамках полномочий, предоставленных регионам, связано, прежде всего, со стратегическим планированием, ведущим звеном которого является четкое обозначение направления развития региональной социально-экономической системы (РСЭС), позволяющим каждому ее элементу найти свое место в общем векторе поступательного движения, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности.

Целью работы  является исследование теории и методов формирования стратегии развития регионов России. Объектом исследования является Смоленская область. Предмет исследования – формирование стратегических целей развития региона в области социальной поддержки населения.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

исследованы теоретико-методологические подходы к развитию региональных социально-экономических систем;

рассмотрены  важнейшие тенденции и закономерности формирования и реализации стратегии региона;

проанализированы стратегические цели развития Смоленской области;

предложены мероприятия для достижения основных результатов стратегических целей Смоленской области.

Стратегические цели создают образ желаемого будущего состояния региона, снижают неопределённость внешней среды, консолидируют общество и становятся институ­циональным фактором его развития.  

Стратегическим целеполаганием социально—экономического развития региона является системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям. Реализация целей осуществляется одновременно с внедрением стратегий и называется целеосуществлением.

Цели региона формируются на трёх уровнях. На первом уровне определяются цели региона как подсистемы национальной экономики (цели макроуровня). На втором уровне формируются цели региона как организационной системы (цели микроуровня). Третий уровень целей связан с элементами (подсистемами) региональной системы, с её внутренней структурой (цели микроуровня). Таким образом, формируется пирамида стратегических целей регионального развития.

Процесс стратегического целеполагания должен осуществляться органами уп­равления регионом. Тогда цели органов управления должны консолидировать цели основных целеносителей. «Улавливание» целей может осуществляться в результате вза­имодействий органов управления с населением, бизнес - сообществом, политическими, общественными и другими организациями. Актуально налаживание стратегического партнёрства между властью, бизнесом и населением.

Кроме того, цели органов государственного управления регионом должны вклю­чать общие региональные цели неактивных элементов региональной системы: обес­печение безопасности, функционирование институтов и инфраструктуры, защиты природы.

Важное место в системе региональных целей занимает постоянный и сбалансиро­ванный экономический рост. Он обеспечивается постоянством высоких (опережающих) темпов экономического развития, сбалансированностью экономики с разными сферами (социальной, экологической), по разным направлениям (по отраслевой и территориаль­ной структуре, по дифференциации доходов между разными социальными группами, по совершенствованию сальдо внешнеэкономической деятельности).

При выборе целей региона можно использовать три основных методических подхода: от будущего, желаемого состояния региона, его миссии во внешней среде; от стратегических проблем региона, которые необходимо решить; совмещение первого и второго подходов.

Баланс первых двух подходов зависит от типа региона. Даже в развитых регионах могут существовать стратегические проблемы, имеющие макроэкономическое значе­ние. Такие цели выносятся с низких на более высокие уровни целеполагания. Здесь уместно применение SWOT - анализа, когда при выборе целей опираются на сильные стороны, потенциал региона, преодолеваются слабости, определяются возможности использования факторов внешней среды, учитываются и предупреждаются нарожда­ющиеся угрозы.

Таким образом, можно детализировать три вышеназванных подхода: на основе SWOT - анализа; на основе конкурентного позиционирования региона во внешней среде; на основе ключевых (корневых) компетенций; на основе видения целевого состояния лидером (элитой) региона; на основе отрицания кризиса (проблем); на основе гонки за регионом - лидером; смешанный, на основе нескольких подходов.

Важным условием для формирования стратегических целей региона является разработка типологии. Основу традиционной типологизации регионов составляют: географическое положение и роль в обеспечении безопасности и международных контактов; уровень развития; факторы развития; преобладающий сектор эко­номики; структура экономики.

Каждый регион должен выбрать свой путь развития на основе факторов производства (природных ресурсов, человеческого капитала), инвестиций, инноваций.

Например, стратегические цели развития Смоленской области могут быть сле­дующими:

создание условий для достижения конкурентоспособности региона в условиях интеграции России в глобальное экономическое пространство;

развитие социальной сферы и гармонизация среды для жизни, направленные на развитие человеческого потенциала;

повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Смоленской области.

Система целей и приоритетов развития Смоленской области позиционируется в системе основных федеральных целей следующим образом.

Первая цель - повышение уровня и качества жизни населения.Указанная  федеральная цель частично совпадает со стратегической целью Программы экономического и социального развития Смоленской области на период 2007-2011 г.г. - это развитие социальной сферы и гармонизация среды для жизни, направленные на развитие человеческого потенциала в той ее части, которая предполагает улучшение качества человеческого капитала.

Достижение основных результатов этой цели возможно через решение следующих задач:

- модернизация системы общего образования области и приведение ее в соответствие с потребностями населения. Решение данной задачи предусматривается осуществить в рамках следующих базовых направлений:

 обновление инфраструктуры образовательного процесса в области, в том числе за счет строительства и реконструкции образовательных учреждений, материально-технического обеспечения учебного процесса, реализации специальных проектов в образовании;

развитие научно-методического потенциала учебного процесса, что подразумевает внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, развития системы дополнительного образования и воспитания детей, научного потенциала системы образования, творческого и интеллектуального потенциала студентов и учащихся;

 ускоренная информатизация образовательного процесса в области, что можно достигнуть через проведение масштабной компьютеризации и информатизации учебного процесса, формирование информационных ресурсов в образовании и обеспечение их доступности, формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности в профессиональном образовании, полную информатизациею органов управления образованием;

 кадровое обеспечение образовательного процесса в области, реализация дополнительных мер социальной защиты работников образования;

- модернизация системы здравоохранения в целях обеспечения населения качественной медицинской помощью и стабилизация демографической ситуации за счет борьбы со смертностью от управляемых причин. Данную задачу возможно решать в рамках реализации базовых направлений:

 продолжение работы по реструктуризации ресурсов здравоохранения области, рациональное использование имеющегося коечного фонда лечебных учреждений, оптимизация работы поликлиник и дневных стационаров;

 обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи сельскому населению (организация межрайонных центров по оказанию специализированных видов медицинской помощи на базе крупных ЦРБ);

 дальнейшая оптимизация системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и максимальное использование ресурсов специализированных подразделений лечебно-профилактических учреждений Смоленской области;

 развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов (создание ОГУЗ «Перинатальный центр»), дальнейшее развитие и укрепление действующих учреждений родовспоможения путем дооснащения в 2008-2009 годах государственных родильных домов и отделений современной медицинской техникой (с учетом износа имеющегося оборудования);

 строительство и реконструкция зданий и сооружений специализированных медицинских учреждений (кардиологический, наркологический; дерматовенерологический диспансеры) и оснащение их современным медицинским и техническим оборудованием;

создание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения сети отделений для оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями  и оснащение их диагностическим оборудованием;

оптимизация методов профилактики, ранней диагностики, оказание  консультативной помощи, а так же методов  лечения, реабилитации  социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД, вирусные гепатиты и др.), проведение мероприятий по профилактике заболеваний, активизация работы по раннему выявлению заболеваний (увеличение процента охвата соответствующих контингентов флюорографическими исследованиями);

 внедрение современных методов лечения, диагностики и реабилитации, диагностического и лечебного оборудования (создание областного диагностического центра), Совершенствование контроля эффективности лечения заболеваний и их осложнений;

приоритетное развитие амбулаторно-поликлинических учреждений в рамках государственных гарантий;

 подготовка и переподготовка медицинских работников, системное повышение их квалификации, реализация дополнительных мер социальной защиты работников здравоохранения;

- повышение заинтересованности общества в укреплении здоровья и создание условий для здорового образа жизни, расширение возможностей для занятий физической культурой и спортом широких слоев населения области. Для этого необходимо:

 строительство новых спортивных сооружений в Смоленской области, в том числе завершение строительства и ввод в эксплуатацию крытой ледовой арены в г. Смоленске, физкультурно-оздоровительных комплексов в 5 районных центрах;

реконструкция имеющихся в области спортивных сооружений, особенно в учебных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей и подростков физкультурно-спортивной направленности;

- повышение эффективности системы социального обеспечения населения. Настоящую задачу возможно  решить в рамках реализации следующих ключевых направлений:

осуществление мер по борьбе с безработицей и обеспечение баланса на рынке труда: повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, в том числе через вовлечение в экономику незанятого населения; осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; обеспечение временной занятости населения; реализация активной миграционной политики с целью восполнения дефицита трудовых ресурсов; формирование системы мер по их привлечению на территорию области и интеграцию в общество;

 формирование системы управления качеством социального обслуживания, в том числе через введение стандартизации социального обслуживания, переход к оформлению предоставления всех видов социальной помощи населению по принципу «одного окна»;

 модернизация и расширение сети учреждений социального обслуживания населения: центров социальной помощи, социальных приютов, центров реабилитации; содействие развитию форм социального обслуживания на внебюджетной основе, создание равных условий жизнедеятельности гражданам с ограниченными физическими возможностями (доступности к объектам социальной инфраструктуры, связи, транспорта, информации);

реализация системы мер, направленных на повышение статуса семьи, проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия, переход к комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 активное вовлечение негосударственного сектора в систему предоставления социальных услуг, осуществление перехода к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования, развитие негосударственных форм предоставления государственных услуг через механизм социального заказа, обеспечение развития предпринимательской деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;

- проведение жилищной политики, направленной на образование рынка доступного и комфортного жилья:

оказание прямой государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья, отдельной категории граждан,  приобретающих жилье с использованием ипотечного кредита, гражданам, проживающим в сельской местности;

реализацию комплекса мер по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;

содействие органам местного самоуправления в формирования переселенческого жилищного фонда.

Вторая цель – повышение уровня национальной безопасности. Указанная федеральная цель частично реализуется посредством решения задачи обеспечения экологической и социальной безопасности Смоленской области. Эта задача может быть решена по следующим направлениям:

- повышение уровня общественной безопасности и борьба с преступностью за счет проведения следующих мероприятий:

борьба с преступностью;

профилактические мероприятия по снижению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

меры по повышению безопасности дорожного движения;

меры по повышению пожарной безопасности;

улучшение условий и охраны труда;

обеспечение безопасности областных государственных учреждений (медицинских, образовательных и других);

- защита окружающей среды и предупреждение катастроф может быть реализована посредством мероприятий:

создание системы переработки отходов производства: строительство полигонов ТБО и предприятий по переработке (уничтожению) отходов; организация раздельного сбора бытовых отходов; внедрение ресурсосберегающих технологий; улучшение качества предоставления услуг по транспортировке отходов; усиление государственного экологического контроля за обращением с отходами (снижение количества правонарушений на 20 %);

внедрение высоких экологических стандартов жизни, экологическое образование, воспитание и просвещение населения, защита окружающей природной среды, повышение эффективности природопользования, лесовосстановление и предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Третья цель - обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Данная  цель корреспондируется со стратегической целью – создание условий для достижения конкурентоспособности региона в условиях интеграции России в глобальное экономическое пространство - и может быть реализована через осуществление следующих задач:

- создание благоприятных условий для достижения устойчивых темпов промышленного роста. Указанная задача решается в рамках направлений:

повышение конкурентоспособности смоленских предприятий в основных секторах производственной специализации региона.  Достигается с помощью создания конкурентоспособных кластеров на основе предприятий транспортного машиностроения; энергетического машиностроения; конкурентоспособных предприятий в сфере аналитического приборостроения и электротехники; существующих и потенциальных производителях цемента, кирпича, ЖБИ, фаянса, деревообработки; на базе предприятий переработки продукции мясо-молочного животноводства.

Ключевыми направлениями деятельности на среднесрочную перспективу должны стать проведение конференций поставщиков, реализация целевых программ, предусматривающих повышение профессиональной подготовки и переподготовки инженерно-технических специалистов, поддержка продвижения на внешние рынки базовой продукции, развитие кооперации и субконтрактации предприятий, реализация компенсационных мер по вступлению России в ВТО;

             - осуществление политики поддержки инвестиций. Это можно  обеспечить за счет:

прямого государственного содействия хозяйствующим субъектам, в том числе субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам, осуществления бюджетных инвестиций, налогового стимулирования, расширения инструментов государственного заказа, поддержки участия смоленских товаропроизводителей в федеральных целевых программах;

создания агентства регионального развития. К функциям этих агентств можно отнести:

 организацию системной работы по поддержке малого и среднего бизнеса;

сопровождение инвесторов и инвестиционных проектов в органах исполнительной власти региона (организация работы с инвесторами по принципу «одного окна»);

выполнение функций коммуникационной площадки между инициаторами проектов и потенциальными инвесторами;

продвижение региона и инвестиционных проектов в России и за рубежом;

повышение инвестиционного рейтинга региона;

взаимодействие с иностранными банками и инвестиционными фондами, занимающимися проектным финансированием в России;

привлечение инвесторов через торгпредства РФ в странах с большими свободными инвестиционными ресурсами;

осуществляющие работы с торгово-промышленными палатами других государств по продвижению инвестиционных проектов;

реструктуризация и перепрофилирование работы действующих предприятий, требующих инвестиций;

- проведения мероприятий по активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества: 

расширение рынков сбыта продукции производителей, в том числе через проведение мероприятий по содействию и популяризации занятия бизнесом (семинаров, совещаний, конференций, «круглых столов», съездов, конкурсов отраслевых и межотраслевых предпринимательских сообществ, формирование «выходов» на новые и традиционные рынки продукции местных товаропроизводителей, содействие участию в российских и международных выставках, ярмарках, салонах);

 оказание  прямой государственной поддержки в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

реализация долгосрочных соглашений между Администрацией Смоленской области и РАО «Газпром», РАО «Российские железные дороги», правительством Москвы, федеральным государственным унитарным предприятием «Рособоронэкспорт», Республикой Белоруссия, и рядом других учреждений, организаций, представительств и субьектов Российской Федерации;

- обеспечение диверсификации экономики Смоленской области путем развития непромышленных секторов. Решение указанной задачи предполагается реализовать по следующим направлениям:

повышение эффективности агропромышленного комплекса области, которая заключается в формировании конкурентоспособного кластера предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, в том числе за счет прямой государственной поддержки сельхозпроизводителей (субсидирование части затрат, в т.ч. инвестиционных);

поддержка новых форм кооперации (вертикальной интеграции) в агропромышленном комплексе области;

 развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования на селе;

 проведение системной работы по восстановлению плодородия сельскохозяйственных земель;

осуществление реконструкции и модернизации предприятий пищевой промышленности;

расширение рынков сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе через формирование «входов» на новые и традиционные рынки продукции для местных товаропроизводителей (содействие участию в российских и международных выставках, ярмарках, салонах), реализацию комплекса мероприятий содействия и популяризации занятием бизнесом (семинаров, совещаний, конференций, «круглых столов», съездов, конкурсов отраслевых и межотраслевых предпринимательских сообществ);

повышение уровня доходов сельского населения;

- развитие туристского потенциала и сектора туристических услуг. Возможно проведение мероприятий:

модернизация программы развития туризма в Смоленской области, которая может содержать:

 развитие и освоение наиболее перспективных туристско-рекреационных зон, в том числе территории национального парка «Смоленское Поозерье», Яузско-Вазузского гидроузла и прилегающей к реке Угра территории;

разработка градостроительной концепции развития региона, short-лист якорных инвесторов;

развитие инфраструктуры на участках комплексного освоения под туристическую функцию;

меры по развитию туристических маршрутов, сохранение уникальных культурных объектов усадеб, домов-музеев, проведение масштабных культурно-событийных мероприятий и проведение мер по улучшению качества туристских и экскурсионных услуг;

поддержка и содействие инновационной деятельности предприятий туристской индустрии, в том числе стимулирование и поддержка субъектов малого предпринимательства;

- развитие сектора транспортно-логистических услуг на основе:

 разработки и реализации среднесрочной программы развития сектора транспортно-логистических услуг в Смоленской области;

развертывание в Смоленске центров транспортно-логистических систем макрорегиона;

проведение мероприятий по содействию реализации проектов по строительству мультимодальных логистических комплексов;

- развитие секторов торговли и услуг. Для этого  предполагается:

проведение мероприятий по развитию современных форматов торговли и привлечение в Смоленскую область крупных торговых сетей;

 развитие выставочно-ярмарочной деятельности;

 обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе через формирование и расширение сети территориальных центров и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

- повышение роли малого предпринимательства в экономике. В Смоленской области это возможно посредством:

предоставления информационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства с использованием ресурсов имеющейся инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

предоставление кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства;

совершенствования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения;

поддержки развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

Четвертая цель - создание потенциала для будущего развития. Указанная цель может быть реализована через:

- развитие базовых инфраструктур региона. Развитие энергетической инфраструктуры территории, где приоритетом становится продление срока службы Смоленской АЭС, расширение сетевой мощности энергосистемы территории  и ее возможностей для транзита энергии на соседние территории;

реконструкция и расширение сети автомобильных дорог области, прежде всего  той ее части, которая обеспечивает интеграцию области с базовыми транспортными коридорами, приграничной территорией:

наращивание внутриобластной плотности автомобильных дорог как базового инструмента стимулирования роста межрайонного перетока ресурсов, товаропотоков;

 общее повышение качества дорожного покрытия как важного элемента роста комфортности и привлекательности территории и сокращение доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям;

развитие железнодорожных сетей в регионе, в том числе усиление связанности с Москвой;

организация транспортного обслуживания населения автомобильным и железнодорожным транспортом;

завершение планировочных и землеустроительных работ на территории области;

реконструкция, модернизация и строительство систем централизованного водоснабжения и водоотведения;

привлечение частного бизнеса к оказанию жилищно-коммунальных услуг через механизм концессионных соглашений;

- создание устойчивой системы расселения региона, которое может быть достигнуто за счёт:

 модернизации городской среды в городах Смоленской области, главным образом, в г. Смоленске:

 разработка концепции развития городской среды;

 реализация культурных инициатив межрегионального в т.ч. международного и национального уровня, проводимых на базе г. Смоленска;

возрождение культурно-исторического облика малых городов Смоленской области, прежде всего через реконструкцию центральных частей административных центров муниципальных образований, целостных фрагментов исторических центров, отдельных зданий - памятников архитектуры и градостроительства через реализацию системы мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территорий поселений;

осуществление поддержки развития сельских населенных пунктов и малых городов:

развитие жилищного строительства в сельской местности, в первую очередь за счет системной работы по привлечению предприятий АПК к долевому строительству жилья;

по расширению инструментов ипотечного кредитования;

 обновление и развитие базовых инфраструктур местного самоуправления, в том числе систем водоснабжения и водоотведения;

развитие электрических сетей в сельской местности;

развитие сети автомобильных дорог, связывающих малые населенные пункты с основными автомобильными магистралями;

развитие телекоммуникации;

развитие газификации сельской местности;

обеспечение муниципальных образований области документами территориального планирования и градостроительного зонирования;

повышение качества и доступности оказания основных социальных услуг на селе, в том числе в образовании, здравоохранении, культуре и досуге, социальном и бытовом обслуживании;



{LTS}