Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Основные направления концепций социальной защиты населения в России

Основные направления концепций социальной защиты населения в России

 

Деревянко А.Н., Викторова Т.С.

 

Выбранная мною тема научной статьи как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

 В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их продажи!), психологических стрессов,   заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток).  [7]

Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активно принимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.    

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, которая приобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым эле­ментом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не име­ет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабиль­ном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может обеспе­чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегории населения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. [1]

Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

 Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [2]

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

оплаты труда;

пенсионного обеспечения;

образования;

здравоохранения;

культуры;

социального обслуживания;

жилищно-коммунального обслуживания.

 Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Основными видами социального обеспечения являются:

 пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

 пособия по безработице, по временной нетрудоспособно­сти, беременности и родам, многодетным и одиноким мате­рям, на детей, инвалидам с детства и др.;

содержание и обслуживание детей, престарелых и инва­лидов в стационарных учреждениях;

профессиональное обучение, трудовое устройство инва­лидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экс­пертиза и реабилитация и др. [6]

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учрежде­ния. Это организационная структура социального обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения состав­ляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финанси­рования. Выплаты по социальному страхованию производят­ся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложе­ния осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирова­ния устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономичес­ким положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем  должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удов­летворять их социально-экономические и духовные потреб­ности в новых условиях рыночных отношений. [4]

 

Список используемой литературы:

1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., «Экономические основы социальной работы», «ВЛАДОС», 2006г.

2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г., «Теория социальной работы», «ВЛАДОС», 2005г.

3. «Право социального обеспечения», под редакцией К.Н. Гусова, Грачев С.М., 2006г.

4. «Комсомольская правда» №73, 23.04.06г.

5. «Российский экономический журнал», Финансы и статистика, 2006г. №5,6.

6. «Социальное положение и уровень жизни населения России», Статистический Сборник, Госкомстат России, 2006г.

   7. www.minfin.ru

 

 



{LTS}