Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Современные проблемы и основные направления развития малого предпринимательства в России

Современные проблемы и  основные направления развития малого предпринимательства в России

 

Дубровкина А.Н., Викторова Т.С.

 

За прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. Участники состоявшегося в марте 2006 года Всероссийского совещания по развитию малого предпринимательства в очередной раз масштабно обозначили проблемы, мешающие полноценному развитию этого сектора экономики. Основные из них - недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования и другие.

Малое предпринимательство решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги.

Поддержка по рассматриваемому сектору экономики заключается, прежде всего в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации.

Бюджетными деньгами, выделяемыми под целевые федеральные программы поддержки мелкого бизнеса, распоряжается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Эти средства попадают предпринимателям через систему региональных фондов под гарантии региональных бюджетов. Основным "наполнителем" регионального фонда должен служить бюджет субъекта Федерации. Это обусловлено в первую очередь тем, что органы власти на местах должны понимать, что бороться с безработицей, давать людям высокооплачиваемую работу, насыщать рынок дешевыми товарами местного производства можно только путем развития малого бизнеса.

Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что в 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;

дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.

Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита.

К кредитованию малого бизнеса проявляют определенный интерес западные кредиторы. Так, фонд поддержки малого бизнеса в России Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) и Фонд "США - Россия" видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу. Конечно, ставка 17 - 19% в валюте, под которую дает кредиты Фонд "США - Россия", достаточно высока, но малые предприятия и предприниматели обращаются за кредитами. По программе Фонда "США - Россия" кредиты выдаются на два года. Видимо, именно это заставляет российских заемщиков мириться с высокой ставкой.

Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки.

Функции федеральных органов власти при проведении политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, заключаются также в разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ, касающихся данного направления работ, в том числе налогового законодательства, установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению.

При введении в действие 2-й части Налогового кодекса для малого предпринимательства предусмотрены следующие льготы:

освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;

освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на добавленную стоимость;

освобождение от налога на прибыль малых предприятий, производящих и перерабатывающих определенную продукцию;

ускоренная амортизация основных средств;

представление отчетов о налогах один раз в квартал;

снижение количества статистических отчетов, представляемых малыми предприятиями.

По сути, в качестве льгот можно также рассматривать законодательные решения ряда субъектов Федерации о резервировании для малых предприятий не менее 20% заказов на региональном уровне, другие акты.

В последнее время экономика показывает определенные положительные тенденции: темпы инфляции существенно снижены, снижается учетная ставка ЦБ РФ, федеральный бюджет сведен с профицитом, валютные запасы никогда ранее не достигали накопленного сегодня уровня и др.

Реальным фактом стало существование множества предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.

Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. В данном случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.[2]

Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в табл.1.

Таблица 1

Виды, функции и формы предпринимательства

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг

Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа товаров и услуг

Торгово-коммерческие организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами

Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании

Аграрное

Производство сельскохозяйственной продукции и ее сбыт

Различные виды кооперативов, единоличные фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные организации, фирмы, компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные охранные фирмы и т.п.

 

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Проблемными зонами экономической деятельности государства в настоящее время, являются:

отсутствие требуемых законов и постановлений;

не всегда адекватное качество политических документов;

невыполнение принятых указов, законов, постановлений.

Косвенное влияние на состояние экономики политические решения оказывают через те объективные социально-экономические условия, которые складываются в результате описанных выше каналов прямого влияния. Их инерционный характер порождает детерминацию экономических условий политическим опытом прошлого (форма временной детерминации).

С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Основные положения об общем государственном контроле обозначены в Конституции Российской Федерации.

Все виды государственного влияния на хозяйственную деятельность выражаются в издании правовых документов, актов, т.е. облеченных в установленную форму действий органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо соответствующего должностного лица, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

Основы государственного регулирования предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Однако федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», носит во многом декларативный и рекомендательный характер, а федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» требует от регионов «ответных» нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога.

Предпринимательство рассматривается как субъект политических отношений общества. Основное внимание при этом уделяется проблеме взаимоотношений предпринимательства с местной властью.

Наиболее существенной поддержкой субъектам малого предпринимательства со стороны муниципальных органов является разработка эффективного механизма стартового финансирования этих предприятий, а также содействие в аренде помещений на выгодных для предпринимателей условиях. При этом финансовая помощь может служить действенным инструментом развития как в отношении вновь создаваемых, так и уже действующих предприятий.

Выделяют основные формы проявления подобной помощи: прямое финансирование в виде кредитов, субсидий, дотаций; предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть; полная или частичная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях); совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией.

Кроме этого, развитию малого бизнеса может способствовать и ослабление налоговой нагрузки на предпринимательские структуры, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если, кроме местных налогов, предпринимателю будут предоставлены льготы по уплате и некоторых региональных обязательных платежей. Это связано с тем, что основной прессинг на малое предпринимательство сегодня оказывают именно налоги, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, особенно налог с продаж, налог на вмененных доход и налог на имущество организаций.

Следующее направление помощи муниципальных властей малому предпринимательству на своей территории связано с лицензированием предпринимательской деятельности, созданием инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке, причем особую значимость приобретает возможность создания на базе муниципалитетов автономных центров развития предпринимательства (так называемых бизнес-инкубаторов) – специализированных учреждений, осуществляющих поддержку вновь создаваемых предприятий и фирм.

Еще одним из направлений поддержки органами местного самоуправления малого предпринимательства на своей территории является муниципальный заказ. В данном случае муниципальный заказ выступает как соглашение между органами местного самоуправления и субъектом малого предпринимательства на производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг для муниципальных нужд, которые представляют собой потребности муниципальных образований в развитии жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Проанализированные выше направления содействия малому предпринимательству со стороны местных органов власти могли бы быть более эффективными и результативными, если бы не существовал целый ряд преград на пути их реализации.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

нестабильность экономической ситуации в стране;

недобросовестность крупного бизнеса;

доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

правовая неграмотность самих предпринимателей;

отсутствие явного развития производства;

высокая планка единого социального налога (26%);

недостаточность кадрового потенциала;

длительное оформление документации, особенно на землю.[[1]]

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

В настоящий период на региональном уровне сложилась практика создания и деятельности соответствующих комиссий:

комиссии, как правило, создаются при главных федеральных инспекторах, правительствах, главах администраций, мэрах, администрациях республик, краев, областей;

правовое положение комиссий определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ, в которых раскрываются цели, задачи, функции, основные права, процедура деятельности. Деятельность комиссий имеет совещательную и координационную направленность.

Активной защитой интересов малого предпринимательства занимается Коалиция бизнес-ассоциаций «Единство действий», лидером которой является Палата. Сегодня она объединяет свыше 10 тыс. малых предприятий из 12 бизнес-ассоциаций. В Коалиции представлены предприниматели Саратова, Энгельса, Балашова, Балакова и т.д.

Имеется целый спектр проблем, которые необходимо решить как можно скорее не только силами предпринимательского сообщества, но и с помощью власти. В этом процессе особое место занимает проблема повышения уровня самоорганизации предпринимателей и их культуры.

Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.

Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как направленность энергии и уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве. Основные критерии оценки современной предпринимательской культуры: научность и учет новых, изменившихся условий развития общественной жизни, связанных с переходом общества к рыночным отношениям. Малое предпринимательство в настоящее время, выполняет две основные функции: во-первых, оно является главной движущей силой местной экономики, гарантом удовлетворения спроса потребителей; во-вторых, добиваясь коммерческих успехов, увеличивает налоговый потенциал для повышения материального уровня жизни местного населения и благосостояния общества в целом.

Следовательно, использование категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется хозяйственно-организационное творчество.

Малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку.

Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.

Кроме федеральной поддержки центра требуется активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства на местах, на региональном уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей.

Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:

Большие промышленные  предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые:

каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему;

имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.

С экономической точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов:

регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития;

депрессивные регионы;

регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов;

регионы аграрного типа.

Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.

Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.

Структура органов государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне, сформировавшаяся к настоящему времени, включает следующие организации:



{LTS}