Положительные и отрицательные стороны использования глобальной сети в работе организации
Антонов И.В., Викторова Т.С.
Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.
Как и всего, у глобальной сети есть свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести следующее:
оперативность – пользователю Интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;
информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;
технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети Интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, самовыразиться;
общение на расстоянии – возможность общения, обмена опытом, знаниями на форумах, с помощью электронной почты с коллегами;
возможность постоянного самообразования.
И все же есть и очевидные минусы:
при поиске информации пользователь встречает много не нужной, сопутствующей информации. При этом тратиться время на просмотр открывающихся ссылок, проверку содержимого сайтов, отсеивание ненужного мусора. Часто бывает так, что нужные сведения не находятся или они низкого качества, или необходимое тонет в потоке информации;
отсутствие очного общения – очень часто в Интернет можно найти целые блоки обучающих программ, которые предполагают самостоятельное изучение и рассмотрение предложенной темы, но все-таки общение с преподавателем, который может объяснить непонятный материал, не заменишь никакой машиной;
техническая оснащенность – при достаточно большом распространении сети Интернет большинство пользователей имеют возможность пользоваться ее возможностями только на работе. Кроме того, скорость подключения оставляет пока желать лучшего. Только в последнее время, когда появилась возможность ADSL-подключения, пользователь может больше и дешевле для своего кармана использовать Интернет в своей работе и обучении.
Кроме того, последнее время появилась такая проблема как интернетомания. Понятие «интернетомания» было введено в научный обиход нью-йоркским психиатром Иваном Гольдбергом (Ivan Goldberg), употреблявшим его в значении «болезненная зависимость от интернета». Он квалифицировал эту зависимость как психическую. Его научные оппоненты, тем не менее, отвергают данное понятие на том основании, что факторы, вызывающие зависимость от интернета не до конца исследованы. Они также аргументируют свою точку зрения тем, что так называемая «интернетомания» в отличие от других форм маний не связана с телесной зависимостью, выражающейся в крайне тяжелом чувстве, возникающем при отсутствии объекта желания.
Все выше перечисленные плюсы и минусы Интернета актуальны в основном только для конкретных пользователей сети. Однако характерной чертой начала нового тысячелетия является интенсивная интеграция организаций в информационное сообщество, и большую роль в этом играет всемирная сеть Интернет. Поэтому рассмотрим теперь достоинства и недостатки использования глобальной сети в работе организаций.
Проанализирует сначала плюсы Интернета в работе организации.
Основные поставщики компании выбираются на стадии планирования бизнеса, а также в процессе производства и/или продаж. Зачастую количество предложений от поставщиков велико и нет времени ознакомиться со всеми предложениями — созваниваться, встречаться, вести переговоры. Использование сети Интернет позволяет быстро находить возможных поставщиков и сравнивать их предложения с небольшими стратами времени. В процессе производства и/или продаж сеть Интернет позволяет оперативно решать возникающие вопросы (возможно даже использование совместной базы данных, оперативное формирование икали и отслеживание поставок, что сокращает время и риски поставок).
Для успешного планирования выпускаемых товаров и услуг, их ассортимента и объёма сбыта, необходима информация о потребителях. В дополнение к традиционным методам сбора информации можно использовать веб-сайт компании как площадку для сбора статистической информации о клиентах (анкетирование он-лайн), а также собирать информацию в тематических форумах, где потенциальные клиенты без принуждения и бесплатно высказывают своё мнение относительно улучшения товара или услуги. Конечно, профиль клиентов компании, использующих для контактов сеть Интернет, будет отличаться от общего профиля целевой аудитории в силу того, что пользователи сети имеют образование выше среднего и достаточно молоды — важно учесть это при экстраполяции данных маркетинговых исследований на других клиентов компании.
Сеть Интернет предоставляет широкие возможности для изучения конкурентов компании, сегодня практически любая успешная компания имеет свои сайт. А на сайте обычно содержится информация по предлагаемым товарам и услугам. При детальном анализе новостей, анонсов, отчётов можно выявить сильные стороны каждой компании-конкурента, а это база для принятия стратегических решении в области конкурентной борьбы. Для быстрой и дешёвой количественной оценки дат конкурентов на рынке может использоваться статистика посещаемости сайтов конкурентов, количественные параметры поисковых запросов (статистика «Yandex.Direct») и положение сайтов конкурентов в результатах поисковых запросов. Анализ этих данных позволяет моделировать действия компании по продвижению своих товаров и услуг на рынок — сначала и, прежде всего, на Интернет-сегмент, а в случае успеха и на другие сегменты рынка. Информация о товарах-заменителях и сопутствующих товарах (услугах), которая зачастую неочевидна, может быть легко полечено в поисковых системах сети Интернет.
При взаимодействии с внутренней средой компании компьютерные сети могут использоваться как быстрый двусторонний канал передачи информации между субъектом и объектом управления. Управляющее воздействие также может быть передано через сеть Интернет и в случае, когда непосредственный контакт невозможен. Используя электронную почту и службы мгновенного обмена сообщениями, можно контролировать ход выполнения распоряжения в реальном времени. Быстрое получение отчетов позволяет ускорить принятие управленческих решений, а контроль выполнения распоряжений позволяет быстрее достигать поставленных задач и целей.
Помимо роли сеть Интернет в качестве быстрого информационного канала с ею помощью можно обеспечить справочно-методическое обеспеченна управленческой деятельности. Менеджер может легко найти в cent Интернет требуемую методику, статью или книгу на заданную тему. Он также может получать информационные рассылки по интересующим его рынкам.
Кроме того, необходимо отметить, что в сети можно размещать рекламу предприятия. Судя по многим исследованиям, реклама в Интернет вызывает значительно меньше отторжения, нежели традиционная. Если традиционная реклама, например, на телевидении, вызывает негативный отклик у половины зрителей, то Интернет-рекламу в целом одобряют порядка 50 % пользователей Интернет, и еще около 25 процентов относятся к ней нейтрально. Следует учесть и тот факт, что аудитория Интернета в основном состоит из активных пользователей, имеющих достаточную платежеспособность. Это «идеальные» клиенты для рекламы.
Зная обо всех достоинствах использования в работе организации глобальной сети, многие западные компании активно их применяют не одно десятилетие. Компания ДЕЛЛ (Dell Computer) является лидирующей компанией США в области производства компьютерных систем. При численности персонала в 24000 человек, годовой объем продаж — 18.2 млрд. дол. США. Ежедневная продажа компьютерных систем через Интернет составляет приблизительно 14 млн. дол. США. «UBS» (Цюрих, Швейцария) является крупнейшим банком Европы. В 1997 г. его оборот составил 19 миллиардов долл. США при 27600 служащих. Он имеет 500 отделений в 40 странах мира. До 1999 г. банк был вовлечен в непрямые поставки сырья через деятельность посредников и ERP-систему, что постоянно требовало решать проблемы сложного технологического процесса и производственных издержек. Сегодня UBS классифицировал поставку полуфабрикатов на несколько групп и сформировал «систему продаж». Эту систему UBS разработал самостоятельно на базе сервера по обработке Интернет-транзакций, являющегося новым продуктом, работающим в системе SAP R/3. В отношении продуктов категории А компания UBS регулярно получала электронный каталог от компании, имеющей название «Gate» (совместное предприятие с компаниями — поставщиками Furer, Waser, Muhlebach и Serlog). В настоящее время UBS самостоятельно поддерживает каталог по товарам групп В и С и совершенствует его после проведения каждой операции по поставкам. В первые месяцы 1999 г. ежедневная реализация через созданную «систему продаж» составила примерно 2400 наименований (в том числе 55% — категории А, 42% — категории В и 3% — категории С). Учитывая высокий уровень приемлемости и существенную экономию затрат, UBS ускорил реализацию проекта, в результате чего он вошел в силу в течение одного года. «MIGROS Cooperative» (далее Мигрос) является одной из крупнейших торговых компаний Швейцарии. Здесь работают 72 000 служащих. Оборот компании составляет 11,3 млрд. долл. США в год, причем около 80% от всего товаров реализуется через собственную торговую сеть. Основную долю реализации составляют продовольственные товары: хлебобулочные, кондитерские изделия, выпечка, мясо, консервированные продукты и минеральная вода. Мигрос является крупной децентрализованной организацией. Некоторые из ее партнером заняты в процессе разработки и производства упаковки для пищевых продуктов, в производстве принтеров, упаковочных и мультимедийных товаров. Среди партнеров Мигрос — фирмы по дизайну, трансляции и анализу пищевых продуктов. Разработанная инфокоммуникационная система гарантировала совместный график разработки и его мониторинг, позволяла проводить совместную обработку хранящихся в банке данных материалов и документов, а также создала возможность оповещения цепочки бизнес-структур о завершении работ по поставленной задаче.
Теперь рассмотрим существующие недостатки использования сети Интернет в работе предприятия, их гораздо меньше, чем достоинств, но они есть.
При использовании глобальной сети велик риск «заразить» компьютеры предприятия вирусами. Многие пользователи ЭВМ (ПЭВМ) о них хорошо знают. Вирус компьютерный – небольшая, достаточно сложная, тщательно составленная и опасная программа, которая может самостоятельно размножаться, переносить себя на диски, прикрепляться к чужим программам и передаваться по информационным сетям. Вирус обычно создастся для нарушения работы компьютера различными способами – от «безобидной» выдачи какого–либо сообщения до стирания, разрушения файлов. Все это может привести к сбою в работе компании. Неоднократно были случаи, когда компьютерные вирусы вызывали сбой компьютеров по всему миру, и деятельность многих компаний на некоторое время была просто парализована.
Кроме того, при использовании глобальной сети для поиска, например партнеров или покупателей, велик риск быть обманутыми. В сети весьма распространено мошенничество и компания может понести немалые убытки. Также существует опасность «атаки» хакеров, что может привести к сбою в работе организации и финансовым потерям.
Существует и еще один минус использования глобальной компьютерной сети в работе организации. Очень часть работники предприятий, которые имеют доступ к Интернету в рабочие время переписываются со знакомыми в ICQ, «сидят» в чатах, играют в сетевые компьютерные игры или просто ищут в сети информацию для собственных целей. На первый взгляд, вроде ничего ужасного для организации нет, однако от этого страдает и выполнение работы, и предприятие несет совершенно необязательные издержки (расход трафика).
Таким образом, использование глобальной компьютерной сети Интернет имеет как свои достоинства и недостатки. И, прежде чем начать применять возможности глобальной сети Интернет в работе организации, руководству необходимо тщательнейшим образом взвесить все плюсы и минусы.
Литература
1. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 5, 2002.
2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 3, 2004.
3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 3, 2005.
|