Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Методология управления и ее компоненты

Методология управления, менеджмен­та — это логическая схема управлен­ческой деятельности, предполагаю­щая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распозна­вать, понимать, оценивать и учитывать зависи­мости, которые и раскрывают содержание проб­лем, и подсказывают пути их решения. Специалисты выделяют следующие компо­ненты, характеризующие содержание методоло­гии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернати­вы, процедуры выбора, средства и методы уп­равления, а также ограничения. Последние мо­гут входить в ассортимент средств управления, равно как и любой другой компонент методоло­гии может частично входить в состав других: слишком жесткие границы здесь непродуктив­ны.
 
Подход — наиболее принципиальный компо­нент методологии, определяющий выбор и ис­пользование остальных ее компонентов. Среди подходов в управлении особо выделяется системный подход. Весьма популярны в управлении программно-целевой и проектный подходы. В современном менеджменте мож­но говорить о маркетинговом подходе, ориентированном на пот­ребителя. Можно говорить о кибернетическом, информационном, гуманистическом подходах— в таком случае заметен акцент на пре­имущественном использовании отдельных наук, типов ресурсов и соответствующей методологии в целом. Многие исследователи ве­дут речь об интеграционном, сетевом подходах. Исповедуя тот или иной подход, можно говорить о науке управления и об управлении как искусстве; подход в таком случае обычно конкретизируется че­рез те или иные принципы управления. Например, Ю.Д. Красовский предлагает в качестве наиболее перспектив­ного так называемый поведенческий подход к пониманию менеджмента, ут­верждая, что в учебниках по менеджменту есть много полезного для менедже­ра, но нет главного - человека в менеджменте, а в образовательном стандарте «Организационное поведение» исследуется человек, но не представлено собственно управление.
 
Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысле­ние существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господ­ствующая в научном сообществе в течение определенного истори­ческого периода и знаменующая собой определенный этап в раз­витии теории. Можно говорить об управленческом рационализме Ф. Тейлора, о функциональной дифференциации А. Файоля и М. Вебера и др. В современной парадигме управления, несмотря на разнообразие конкретных формулировок, предпочтение отда­ется человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские прин­ципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности — это главное про­тиворечие цели и ситуации (условий существования и развития системы), разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели. Приоритеты (от лат. prior — первый, старший), как правило, характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с ко­торыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятель­ности — сферы экономики, социальной жизни.
 
Приоритеты мо­гут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспектив­ного развития управляемой системы в целом, например, приори­тет личности работника или вообще гражданина, приоритет об­щественных интересов или даже приоритет сохранения и увеличения аппарата управления. Ориентиры — в управлении определяются в тех или иных сфе­рах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объек­ты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с пер­спективой, т. е. прежде всего как стратегические или оперативные. Соответственно речь идет о стратегическом управлении, управле­нии функционированием или развитием, о решении текущих или перспективных задач.
 
Критерии (от гр. kriterion — средство для суждения) в методоло­гии управления — это мерила оценки, наиболее существенные, как правило, комплексные показатели, позволяющие определить, классифицировать, оценить те или иные аспекты управленческой деятельности. Критерии характеризуют прежде всего то или иное качество управления. Критерии обычно тесно взаимосвязаны с подходами. Например, можно говорить об управлении по целям, результатам и т. п., причем достижение целей, результатов высту­пает критериями качества управления. Критерии оптимизации ис­пользуются в русле так называемого оптимизационного подхода. Альтернативы (от лат. alter — одно из двух) представляют со­бой возможные (обычно взаимоисключающие, противопостав­ленные друг другу) варианты будущих ситуаций, роли, целей и Действий организации, механизмов и процедур управления. Уп­равление может иметь статус авторитетной профессиональной Деятельности, только если перед управляющим существуют аль­тернативы, он видит их и профессионально осуществляет их выбор. Противоположность этому — управление по инструкциям, как строгое однозначное выполнение, трансляция «вниз» прика­зов вышестоящего начальства и т. п.
 
Процедуры выбора — это методики и технологии оценки аль­тернатив. Методология подсказывает (в том числе на базе приме­няемых подходов, критериев и т. п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать. Здесь могут использоваться как ло­гические, математические, так и интуитивные процедуры, привле­каться внутриорганизационные или внешние, в том числе незави­симые эксперты. Выделяются балльная процедура, ранжирование и др. В русле маркетингового подхода используются процедуры СВОТ-анализа, реализуются технологии позиционирования то­вара или фирмы и др. Средства управления — это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкрет­ных методов управления. Понятие методов управления Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения ка­кой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или опе­раций теоретического или практического познания и освоения действительности. Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно — в механизм управления. Механизм — это со­вокупность средств и методов управления, это сцепление, опре­деляющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представля­ют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы — это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).
 
Методы управления — это способы реализации функций ме­неджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, не­эффективное выполнение функций и обязанностей. Методы управления выбираются и используются в зависи­мости от сочетания (приоритетов) функций управления и от со­четания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-эконо­мической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления. Классификация методов управления Методы классифицируются по различным признакам (крите­риям): по масштабам применения — общие, относимые ко всей сис­теме, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.; по отраслям и сферам применения — в государственном уп­равлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.; по роли на различных этапах жизнедеятельности организа­ции — методы исследования организаций, формирующие, упо­рядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до ме­тодов ликвидации, банкротства; по степени опосредованности воздействия — прямые и кос­венные; по уровню обобщения управленческих знаний — методы тео­рии и практики управления; по управленческим функциям, которые эти методы позволя­ют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п.; по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. В отношении последнего из упомянутых критериев разнооб­разие методов особенно велико. Существуют методы инноваци­онного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, фи­нансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными пред­приятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.
 
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: административ­ные (организационно-распорядительные), экономические и со­циально-психологические. Данное деление условно, так как чет­ко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности. Административные методы. Деятельность по управлению не­возможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-адми­нистративными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде ус­тойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздей­ствия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через адми­нистративные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие докумен­ты, организационно регламентирующие деятельность подчинен­ных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответ­ственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, мето­ды властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью де­тальности описывающие процедуры получения требуемого ре­зультата. Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические инте­ресы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, пре­дусматривающих заинтересованность и ответственность управлен­ческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществле­ния поставленных задач без специальных на то распоряжений. При использовании экономических методов начинают ре­зультативно функционировать обратные связи, появляется воз­можность более эффективного контроля. Менеджмент избавля­ется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся бо­лее гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административ­ном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразде­лений и повышением уровня саморегулирования.
 
Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зре­ния их экономической целесообразности, в то же время эконо­мические меры воздействия нередко применяются в рамках осу­ществления тех или иных директив. Социально-психологические методы. Сущность социально-пси­хологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контр­агентов задействовать эффективный механизм работы. Социально-психологические методы воздействуют на потреб­ности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение. Данные методы предполагают использование моральных сти­мулов, особых способов и условий коммуникации, образов, мета­фор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров по­ведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов Управления. Они всегда дополняют как административно-команд­ные, так и экономические методы менеджмента.


{LTS}