Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Современные подходы в управлении

Под системой понимается некоторое множество взаимосвязанных частей — компонентов, объединенных ради до­стижения обшей дели (эффекта сис­темы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке време­ни.

Отличительными признаками системы выс­тупают:

наличие взаимосвязанных частей в объекте;

взаимодействие между частями объекта;

упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.

К основным компонентам системы относят: элемент системы, взаимоотношения между эле­ментами, подсистему, структуру системы.

Первый компонент системы — минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие законо­мерности системы в целом. Кроме функцио­нальной характеристики, минимальность опре­деляется самим субъектом исследования как достаточная часть, удовлетворяющая познава­тельной и преобразовательной потребности.

Вторым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функцио­нальными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом эле­менте.

Третьим компонентом системы является подсистема, состоя­щая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основных функций подсистемы: внутренних и внешних.

Четвертым компонентом системы выступает структура систе­мы. Под структурой понимается совокупность связей, взаимоот­ношений между всеми элементами системы, между ее подсисте­мами, между системой и внешней средой.

Если рассматривать совокупность всех связей внутри систе­мы, то такая структура будет внутренней. Если рассматривать со­вокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внеш­ней средой — такая структура называется полной структурой.

 

Виды систем

 

Системы различаются по степени сложности. К неживым системам относятся:

системы со стабильной структурой, не подверженные функ­циональным воздействиям в течение длительного периода вре­мени. Например, залегающие на большой глубине объемы газа или нефти;

системы с периодически изменяющейся структурой во вре­мени и имеющие несколько функций. Примеры: гейзер, процес­сы горообразования, извержения вулканов.

К живым системам относят прежде всего:

системы с самосохраняемой структурой и низким уровнем переработки информации (уровень одно- и многоклеточных ор­ганизмов, растений);

системы с относительно развитой способностью восприни­мать информацию, но не обладающие самосознанием (уровень животных);
системы с развитым самосознанием, мышлением, нетриви­альным поведением (человек);

социальные системы и социальные организации, включаю­щие людей и отношения между ними.

К социальным системам относятся:

системы государственного управления — определяют качест­венное состояние общества, его развитости, создаваемые им воз­можности для людей;

системы самоуправления; с их помощью местным самоуправ­лением организуются социально-экономические и культурные процессы на конкретной территории в рамках административно­го деления;

системы управления организациями, институтами, группами, ассоциациями;

системы управления бизнес-организациями, т. е. хозяйствую­щими субъектами, реачизующими собственные интересы посред­ством производства и реализации товаров (услуг).

Все эти системы имеют свои особенности.
 

Понятие системного подхода

 

Деятельность органов государственного управления связана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут оказывать влияние на будущее целых поколений. В связи с этим очень важно, чтобы для решения сложных задач управления социально-экономиче­скими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предвидеть результаты принятых реше­ний и снижать риск и последствия неудач. Одним из таких под­ходов является системный подход.

В процессе решения любой конкретной проблемы возникает множество вопросов, среди которых есть и такие:

чем обусловлена постановка задачи?

почему используются те или иные приемы, стиль, язык, мето­ды?

существует ли другая логика решения задачи? все ли научные средства использованы для решения задачи? являются ли решения отдельных частей решением целостной задачи?

Ответы на эти вопросы может дать системный подход к уп­равлению.

Система есть целостное образование, комплекс взаимосвя­занных элементов, обладающих благодаря своему единению ка­чественно новыми характеристиками, причем каждая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы — системой более низкого порядка.

Все системы независимо от их природы имеют следующие атрибуты:

интегративные качества;

компоненты и элементы системы;

структуру;

общую цель и комплекс подцелей;

функции системы и ее компонентов;        

включенность в более сложную систему в статусе компонента и элемента;

историчность;

внутренние и внешние возмущающие воздействия;

структуру управления системой;

информацию.

Система обладает свойством целостности. Это означает, что если она может быть разделена на элементы, то свойства и функ­ции элементов (поскольку они находятся в системе) определяют­ся их местом в рамках целого, а свойства целого не могут быть созданы и определены без некоторых свойств элементов. Все элементы осуществляют деятельность для достижения единой цели, стоящей перед системой в целом, играют роль фактора, ориентирующего исследователя на выработку исследования.

Целостность системы конкретизируется и осуществляется через связи. Они существуют между элементами системы и несут наибольшую смысловую нагрузку. Типология связей представ­ляет собой сложную задачу. К настоящему времени в числе си­стемных связей могут быть названы: связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.), связи по­рождения (вызывающие к жизни), связи преобразования (реа­лизуемые через объект или путем взаимодействия объектов), связи строения (структурные), связи функционирования (обес­печивающие жизнедеятельность объекта), связи развития (мо­дификация функциональных связей), связи управления (строятся на основе программы и представляют собой способ ее реали­зации).

Одной из важнейших системных характеристик является энтропия, представляющая собой количественную меру беспо­рядка в системе. Энтропия характеризует соотношение дезорга­низованное™ и организованности систем различной природы, предопределяет поведение людей в сложных искусственных си­стемах, в экономике, политике, межнациональных отношениях и других реальных сложных системах.

При прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия. Если энтропия в некоторой си­стеме увеличивается, то это означает, что в системе преобладают процессы разрушения, деструкции, движение в сторону неупоря­доченности, неопределенности и хаоса*, что в конечном счете может привести к разрушению и гибели данной системы.

Системный подход в управлении рассматривает управленче­скую деятельность как систему, т. е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели.

Системный подход включает следующие этапы деятельности исследователя:

Выделение объекта внимания из общей массы явлений и процессов, очертание контура и пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. Выявление главных или важных свойств составных элементов и системы в целом. При этом система не обязательно является материальным объектом; она может быть, например, алгоритмом, программой или моделью.

Определение основных критериев целесообразного дей­ствия системы, а также основных ограничений и условий суще­ствования.

Определение вариантов структур и элементов, выявление главных факторов, влияющих на систему.

Разработка модели системы.

Оптимизация работы системы по достижению цели.

6.        Определение оптимальной схемы управления системой.

7.        Установление надежной обратной связи по результатам
функционирования, определение надежности функционирова­ния системы.

Выделяются три основных принципа системного подхода:

целостность (характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов);

структурность (возможность описания системы через уста­новление связей и отношений ее элементов);

иерархичность (соподчиненность элементов).

Основные понятия системного подхода можно представить в виде следующей логической последовательности:

Цель -» Элементы -» Связи элементов (в пространстве и во времени) -> Структура -> Состояние системы -> Функциониро­вание -> Взаимодействие с окружающей средой -> Организа­ция -> Управляющее воздействие -» Результат.

Цель — сохранение или достижение желаемого или требуемо­го состояния системы.

Элементы — части системы.

Связи элементов — взаимоотношения между элементами сис­темы, проявляющиеся в обмене энергией, информацией, веще­ством.

Структура — внутреннее строение системы, обусловленное устойчивыми связями между ее элементами.

Состояние системы — совокупность параметров, характеризу­ющих систему в целом.

Функционирование — процесс перехода из одного состояния системы в другое или сохранение заданного ее состояния.

Организация — структурно-функциональное состояние систе­мы. Организация описывает главные отношения, которые кон­ституируют систему как целое и определяют ее суть.

Управляющее воздействие — целенаправленное воздействие на систему для коррекции ее состояния путем изменения входных параметров.

Результат — итоговое состояние системы, достигнутое под воздействием управления и функционирования системы.

Управление любым объектом предполагает наличие возмож­ности тем или иным способом воздействовать на этот объект, осуществляя при этом целенаправленный выбор воздействий.

Все системы управления имеют сходную структуру (схема 1), ха­рактеризующуюся наличием двух каналов связей между субъек­том управления и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объ­екта.

Процесс управления осуществляется на основе использова­ния и переработки поступающей информации о поведении (со­стоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой.

Окружающая среда - все, что не входит в систему, но влияет или может повлиять на нее.

Вход — цели, ресурсы.

Выход - результаты; в текущий момент - показатели, характе­ризующие состояние системы.

Обратная связь — мониторинг состояния системы в целях контроля за происходящими изменениями.

Границы системы - пределы воздействия управления.
Управление с позиции системного подхода есть осуществле­ние совокупности воздействий на объект, выбранных из множе­ства возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения за­данной цели. Управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (т. е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устой­чивость функционирования и достижение определенной цели.

Управление предполагает измерения выходных параметров системы, сравнение результатов измерения с некоторыми задан­ными эталонами и последующее воздействие на вход системы (регулирование, корректировка входа) с целью установления не­обходимого режима работы. Соответственно системой управления называют систему, в которой реализуются функции управления.

В общем виде цикл управления можно записать следующим образом:

...Состояние → Информация → Выбор алгоритма управле­ния → Управляющее воздействие → Состояние → Обратная связь...

Алгоритм — это описание последовательности действий, при­водящих к достижению целей. Алгоритм управления — совокуп­ность правил, по которым на основании переработки информа­ции о цели управления, о состоянии объекта управления, окружающей среды, о возмущающих воздействиях вырабатыва­ется управленческая информация о необходимой совокупности управляющих воздействий.

Решение — некоторое предписание к действию для объекта уп­равления (план, инструкция, приказ, комплекс физических уп­равляющих воздействий и т. д.). Принятие решений — выбор из множества рассматриваемых вариантов с помощью критерия или принципа выбора.

Жизненный цикл системы содержит: возникновение, становле­ние, функционирование, развитие (преобразование) или гибель. Если основной источник изменений организации находится внутри системы, то ее считают самоорганизующейся. Адапта­ция — реакция системы, направленная на приспособление к по­стоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Системный подход к управлению можно применять на разных Уровнях научной абстракции, методологического знания (табл. 1).

Каждый из четырех выделенных уровней развития методоло­гического знания имеет свое содержание, выполняет особые, только ему свойственные функции и роль в науке и практике уп­равления. При существовании определенной соподчиненности уровней вместе они составили основу для становления системно­го подхода к формированию и развитию организаций.

Понятие системного подхода используется в настоящее время на всех уровнях методологии, в одних случаях оно исчерпывает­ся стратегическими принципами, в других — мировоззренческой позицией, иногда оно используется как набор процедур и при­емов, создающих форму и условия реализации соответствующих принципов. Поиск эффективного инструментария, которым можно было бы воспользоваться для определения наилучших пу­тей и решений системных задач, является одной из центральных проблем современной науки управления.

 

Таблица 1

Уровни формирования системного подхода

 

Уровень

Содержание и сфера использования

Роль, функции

1. Филосо­фия

Общие принципы познания в це­лом.

Используется в качестве системы предпосылок и ориентиров позна­вательной деятельности (не в фор­ме жесткой системы норм, рецеп­тов или технологических приемов)

Осуществляет роль конструктивной критики су­ществующего научного зна­ния с точки зрения условий и границ применения и адек­ватности его методологии об­щим тенденциям развития. Дает мировоззренческую интерпретацию результатов. Стимулирует научную рефлексию и способствует постановке новых проблем, поиску подходов

2. Обще­научные принципы и формы

Относительно самостоятельная область современного научного знания.

Содержит основные положения и концепции (теоретическая кибер­нетика, прикладная математика, моделирование)

Выполняет функции воздей­ствия на фундаментальные научные теории,дисциплины и разработки для широкого круга междисциплинарных проблем

3. Кон­кретно-научная методоло­гия

Совокупность методов, принци­пов исследования и процедур, применяемых в той или иной спе­циальной научной дисциплине, которые в условиях дифференци­рованного представления научных знаний сталкивается с трудностя­ми предметной интерпретации, разработки

Обеспечивает разработку пра­вил и условий проведения на­учных экспериментов, требо­ваний к репрезентативности данных и способам обработки.

Расширяет возможности привлечения методологичес­ких средств более высоких уровней

4. Методи­ка и тех­нология

Набор процедур и методов, обес­печивающих получение достовер­ного эмпирического материала и его первичную обработку.

Обеспечивает проведение объек­тивного и эффективного управле­ния

Осуществляет регламента­цию деятельности с четким, выраженным нормативным характером

 



* Хаос — это такая структурная организация системы, при которой поведе­ние любого элемента данной системы не зависит от поведения всех остальных ее элементов вместе и каждого в отдельности.

 

 

 



{LTS}