Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Необходимость исследования систем управления

Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно на­ходится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала ин­новаций. Это оказывается практически возмож­ным при условии исследования систем управле­ния, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффектив­ных вариантов построения системы управле­ния.

В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, кото­рые определенным образом отражаются и на со­держании управления. В современном управле­нии исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени и усилий руко­водителей. В дальнейшем доля исследователь­ской деятельности будет возрастать. В этом со­стоит одна из основных тенденций развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений: усложняются условия управления, ус­ложняется человек в своих социально-психоло­гических характеристиках. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследо­вание ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности де­ятельности организации, необходим обоснованный выбор реше­ний из постоянно растущего количества их вариантов.

Каждая организация находится в постоянном развитии. Ее развитие — это решение множества проблем, которые следуют одна задругой или вместе, возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременность их решения может обернуться кризисом. Поэтому исследование обеспечивает такой подход к управлению, который предусматри­вает высокое качество управленческих решений.

 

Сущность исследования систем управления

 

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:

распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, уста­новление их места в системе накопленных знаний;

выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его про­ведения, результатами и возможностями их практической реали­зации*.

Цель исследования — это поиск наиболее эффективных вари­антов построения системы управления и организации ее функ­ционирования и развития. Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее пре­пятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нор­мальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некото­рого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.
Объектом исследования является система управления. В мето­дологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность че­ловека определяет особенности всех процессов функционирова­ния и развития такой системы. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объек­та управления. Поэтому при исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основопо­лагающим элементом и здесь является человек, деятельность ко­торого определяет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управ­ление этой деятельностью, в какой мере управление соответству­ет его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с уче­том каких факторов оно осуществляется.

Предмет исследования систем управления — это наиболее су­щественный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т. е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предме­том изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, исполь­зовании компьютерных технологий и т. д.

 

Методологические подходы к исследованию систем управления

 

Методологический подход к исследованию систем управле­ния — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, которая определяет его направленность отно­сительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по прин­ципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, напри­мер, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. п.

Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделе­ния главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Системный подход применяется при решении социально-экономических, социально-политических, инженерно-техни­ческих и иных задач, предлагающих изучение или проектирова­ние и создание системных объектов высокой сложности, а также управление ими.

Система всегда существует и функционирует в рамках своего окружения — среды. Свойства и функции элементов системы оп­ределяются их местом в рамках целого. При этом не следует за­бывать об относительной самостоятельности и специфических свойствах элементов, которые вступают в определенные взаимо­отношения между собой. Целостность системы конкретизирует­ся и осуществляется через связи. К примеру, хозяйственная орга­низация как открытая система взаимодействует со средой, обменивается с ней материалами, энергией, людьми, информа­цией. Среда, ее факторы воздействуют на систему и могут оказы­вать влияние на внутреннюю жизнь, элементы и связи в системе организации, способны приводить к изменению функциониро­вания элементов, подсистем.

В процессе исследования системы управления выявляется, из каких составных частей, элементов состоит система управления, как они взаимодействуют друг с другом и с окружением. Для Формирования системы необходима совместимость элементов между собой, возможность установления между ними продуктив­ных связей.

Совокупность связей приводит к понятию структуры и орга­низации системы управления. Структура организации матери­альных элементов, их связей придают системе управления устой­чивость, стабильность*.

Требование эффективности управления в системе необходи­мо приводит в процессе анализа к постановке и разработке сис­темы целей, направленности связей, поведения. В частности, во многих случаях возникает проблема соотношения функциониро­вания и развития, стабильности и инноваций. В каждой системе управления существует два вида целей: внутренние (корпоратив­ные) и внешние — производство товаров, оказание услуг и т.д. В связи с этим необходимо осуществить координацию между ви­дами целей, т. е. установить приоритет и установить субордина­цию в каждом виде отдельно. Управление деятельностью и ее ор­ганизация обязательно должны быть «целесообразны».

Целеполагание имеет своим продолжением постановку за­дач — формулирование ранее поставленных целей и подцелей в конкретных условиях, в которых существует и предполагает развиваться организация.

Концептуальный подход предполагает предварительную разра­ботку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых поло­жений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и науч­ным.

Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагма­тический — на задачи получения ближайшего результата. Наибо­лее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и ис­пользованием научного аппарата в его проведении.

Проблема формулируется разными способами. Это может быть просто констатация объекта исследования в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мо­тивация производительной деятельности и пр. Но такая поста­новка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует бо­лее точному представлению о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждений. Суждение, вывод любого исследования можно рассматривать как полученный от­вет на некоторый вопрос. Примерами исследовательских вопро­сов и их конструкций могут быть следующие:

Как отражает система управления потребности и условия раз­вития организации?

Почему организация теряет позиции в конкурентной борьбе?

Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?

Как разработать стратегию?

Практические результаты исследования системы управления — это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сто­рон ее функционирования, повышению качества управленче­ской деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, эконо­мического, организационного содержания, они могут относиться к области информационного обеспечения управления, мотива­ции управления, изменения условий деятельности, учета допол­нительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр. Ре­зультаты исследования — это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие организации.

Разумеется, исследование имеет и теоретические результа­ты — осмысление проблемы, выявление закономерностей функ­ционирования и развития, концепции управления системой в определенных условиях, заданных уже не с позиции конкрет­ной ситуации, а категориально. В зависимости от глубины про­никновения в суть проблемы и уровня обобщения теоретических результатов возникает возможность существенно расширить и практические результаты, решить важную народно-хозяйствен­ную проблему, обеспечить возможность для тиражирования но­вого опыта управления.

Всякое исследование требует определенного ресурсного обес­печения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информаци­онных, финансово-экономических, технических) невозможно провести современное исследование (а тем более невозможно ре­ализовать его выводы на практике). Поэтому важной проблемой исследования систем управления является выделение ресурсов, необходимых для его проведения и воплощения в жизнь. 



* Подробнее см. гл. «Методология и методы управления».

 

* См. гл. «Организационные структуры управления».



{LTS}