Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Методы исследования систем управления

Все методы исследования систем управления можно класси­фицировать на две группы: теоретические: метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, ме­тоды дедукции и индукции, метод моделирования и др.; эмпирические: метод наблюдения, метод сравнения, метод экспертных оценок и др. Остановимся лишь на некоторых из вышеперечисленных ме­тодов. Метод восхождения от абстрактного к конкретному предпо­лагает установление логической связи между абстрактным рас­смотрением особенностей системы управления и целостным представлением о конкретной системе.
Метод абстрагирования предполагает мысленное отвлечение субъекта исследования от наименее значимых деталей объекта, его характеристик, свойств, сосредоточенность на исключитель­ном изучении наиболее важных сторон объекта, часто путем его моделирования. Методы анализа и синтеза предполагают расчленение объекта на отдельные составные части с последующим объединением не­которых из этих частей на основании иных группировочных признаков. Это позволяет детально и глубоко рассмотреть функ­циональные структурные особенности объекта, выработать и обосновать способы его реконструкции.
Методы дедукции и индукции предполагают получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к об­щему (индукция) или от общего к частному (дедукция). Суще­ствует и третий метод — от частного к частному (трансдукция), но он часто базируется на интуиции (в том числе научной) и должен быть подкреплен в качестве промежуточных или обосновываю­щих методами индукции и дедукции. Метод наблюдения предполагает фиксирование, регистрацию показателей, параметров, свойств исследуемого объекта без вме­шательства исследователя и инструментов исследования в про­цессы, происходящие с объектом, и в его окружающую среду.
Метод сравнения предполагает сопоставление свойств и ха­рактеристик конкретного объекта с такими же свойствами и характеристиками эталона наиболее распространенного образца, просто значимого аналога (например, конкурента) с целью выяв­ления общего и отличий от образца. Методы сравнения по сути своей представляют одновременно и методы оценки.
Методы моделирования, как уже упоминалось, связаны с мето­дом абстрагирования и предполагают исследование и анализ мо­дели объекта, включающей только его характеристики, наиболее значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом вы­водов и рекомендаций на конкретный объект или группу объек­тов. Методы моделирования приходится использовать в тех случа­ях, когда реальные объекты исследования слишком масштабны, многофакторны, недоступны для исследователя напрямую или если нельзя вмешиваться в их функционирование. Тогда объект исследования заменяется соответствующей ему и изучаемой проблеме моделью, пользуясь которой можно провести экспери­мент, изучать возможное поведение объекта при изменениях факторов и параметров внешней и внутренней среды, наступле­нии тех или иных событий, осуществлении объектом или субъек­том управления определенных действий.
Модель — это копия реального объекта, обладающая его ос­новными характеристиками и способная имитировать его пове­дение. Особенностью модели является то, что она находится всегда в определенном отношении с реальным объектом. Это значит, что она до определенных пределов может замещать изуча­емый объект. И пределы эти должны быть известны и учитывать­ся в оперировании моделями. Модель — это всегда упрощенное отражение объекта. Модель должна соответствовать некоторым требованиям: достаточно полно отражать особенности и сущность исследуе­мого объекта, чтобы можно было замещать его при исследовании; представлять объект в упрощенном виде, но с допустимой степенью простоты для данного вида и цели исследования, проб­лемы и задач; давать возможность перехода от модельной информации к реальной. Одним из широко используемых методов исследования си­стем управления и вообще социально-экономических процессов является научная дискуссия, полемика. Полемика — это аргументированное обсуждение в группе ис­следователей проблем и способов их решения. Трудно предста­вить себе исследование, которое было бы проведено без поле­мики.
Говорят: «В спорах рождается истина». Можно эту мысль выразить следующим образом: «Для установления истины не­обходимы различные точки зрения и полемика между их носите­лями». Для исследователя полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить до­полнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превращать одни предполо­жения в убеждения, отбрасывать или уточнять другие. Но эти до­полнительные качества полемики только тогда могут дать эф­фект исследования, когда она осуществляется по определенным правилам. Ведь можно полемизировать бессистемно, хаотиче­ски, бесплодно, преследуя амбиции, а не истину, создавая психо­логическую напряженность. В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок, экспертизы.
Это объясняется слож­ностью многих проблем, их происхождением из «человеческого фактора», отсутствием надежных экспериментальных или нор­мативных инструментов, а также необходимостью формализо­вать и свести воедино мнения участников полемики, выступаю­щих экспертами. Экспертиза — это мнение, идея, решение или оценка, осно­ванные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа. Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы. Заключение экспертов представляет собой документ, в кото­ром фиксируется ход исследования, его итоги и дается эксперт­ная оценка. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную («да», «нет»), так и вероятностную (в виде предположения о вероятности, в виде ранжирования, коэффи­циента предпочтительности, балла значимости и пр.) форму.
Существуют различные формы организации работы эксперт­ной группы: либо каждый эксперт делает экспертизу индивиду­ально, потом результаты суммируются и систематизируются, либо эксперты работают коллективно, постоянно или периодичес­ки взаимодействуя друг с другом, согласуя источники информа­ции, критерии и технологии оценки, способы объединения ре­зультатов экспертизы. Возможна параллельная и многоэтапная работа нескольких экспертных групп.
Сопоставление экспертиз дает важную информацию. Особой разновидностью экспертного метода, пользующейся большой по­пулярностью, является оригинальный метод СВОТ-анализа. Он получил та­кое название по первым буквам четырех английских слов, которые в русском переводе означают: сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы окружающей среды. Метод экспертных оценок позволяет из всех имеющихся дан­ных получить систематизированный комплекс информации -коллективное мнение специалистов в какой-либо области. Этапы и последовательность применения метода экспертных оценок таковы.
1. Постановка и количественное выражение цели проведения экспертного анализа системы управления.
2. Определение группы специалистов, обеспечивающих про­ведение экспертизы. Разработки и обеспечение проведения экспертного ана­лиза. Разработка вопросов анкеты. Формирование группы экспертов. Проведение экспертного анализа. Выделяют пять основных фаз процесса экспертизы. Подготовка, включающая приглашение экспертов в орга­низацию, предварительный диагноз проблемы в системе управ­ления, планирование задания, оформление контракта на прове­дение экспертизы. Диагноз, включающий обнаружение факторов дисфункци­онального поведения элементов, подсистем, анализ и синтез этих факторов. Детальное изучение проблемы. Планирование действий, включающее выработку решений, оценку альтернативных вариантов, предложение их организа­ции, а также планирование осуществляемых решений. Внедрение, включающее помощь группы в реализации и корректировке решения; обучение персонала организации. Завершение процесса экспертизы, предполагающее оценку, конечный отчет и расчет по обязательствам. К экспертам предъявляется ряд требований. Среди них профессиональная компетентность, эрудированность, высокие моральные качества, отсутствие прямой заинтересованности в результатах экспертизы. Процесс формирования группы экспертов включает три этапа. Формирование генеральной совокупности кандидатов в эксперты. Оценка генеральной совокупности потенциальных экспер­тов в количественных показателях (в баллах оцениваются стаж работы, ученая степень, научные труды и т. д.). Выбор кандидатов с самым высоким рейтингом и форми­рование группы экспертов. В целом формирование экспертной группы представляется самым сложным процессом, так как отбор кандидатов всегда имеет субъективный характер. Одной из современных высокопрофессиональных форм орга­низации и проведения исследований систем управления являет­ся организация консультационной деятельности.
Консультация — это услуга, предоставляемая человеку или ор­ганизации с целью профессионального объяснения сути и дина­мики конкретной ситуации, причин возникновения и способов решения проблем. Консультационная деятельность в сфере уп­равления широко распространена во всем мире. Это связано с нарастающим усложнением управления, потребностями про­фессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления, а также с дефи­цитом кадров профессионалов и высокой стоимостью их труда, невозможностью и нецелесообразностью привлечь их к работе на постоянных условиях.
Обычно консультационная фирма в сотрудничестве с заказ­чиком формирует исследовательскую группу с учетом характера исследуемых проблем, возможностью и целесообразностью привлечения как дополнительных внешних консультантов, так и отдельных сотрудников консультируемой организации. Часто в работе консультантов используется метод мозгового штурма. Его использование показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и практических проблем. Он применяет­ся при разработке управленческих решений различного класса. С его по­мощью можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невоз­можными при использовании традиционных методов анализа. Основной целью мозгового штурма является поиск как можно более широ­кого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы суще­ствующих представлений по поводу объекта управления.


{LTS}