Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Планирование в системе управления

 

Термин «планирование» (от лат. ровный, плоский) в управленческом контексте означает создание, разработку за­мысла некоторой деятельности, работы на определенный пери­од, работу с указанием ее целей, содержания, объема, последова­тельности и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется так же, как замысел, предусматривающий ход разви­тия чего-либо.

Планирование как функция управления состоит в выборе оп­тимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также опре­делять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управле­ния с целью достижения им желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Основная задача планирования в условиях рыночной эконо­мики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке. Другая важная задача — информа­ционно-ориентирующая. При составлении плана информация движется «дважды вниз, один раз вверх». При этом важно пред­ложить первоначальный вариант решения, получить корректиру­ющую обратную связь и предложить окончательные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов.

Планирование активно осуществляется в условиях рыночной экономики. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, госу­дарства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов — без кон­цепции социально-экономического, научно-технического, обра­зовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятель­ности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рын­ка и хозяйствования.

Прошедшая в начале 90-х годов XX в. в России дискуссия о том, нужна ли в условиях рынка плановая организация бизне­са, экономики региона, города, национальной экономики, отра­зила исторический этап становления рыночной экономики. Весь послевоенный период (период после Второй мировой войны) свидетельствует о нарастающем синтезе рыночных (стихийных) регуляторов и плановых («централизованных и директивных» ре­гуляторов). На практике уже на уровне нормально функциониру­ющей фирмы определяются миссия и цели, заключаются долго­срочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласованному календарному плану. Чем стабильнее и долгосрочнее связи, тем эффективнее работают фирмы и корпорации. Фактически все наиболее ус­пешно действующие корпорации США имеют специальные от­делы и управления стратегического анализа и планирования. Практика бизнеса однозначно утверждает: противопоставление рынка и плана представляется наивным, неконструктивным, не­оправданно рискованным, а главное — неэффективным с точки зрения нормального бизнеса.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), ес­ли он не перепоручает целиком другим лицам управление объек­том собственности. Особое место занимает плановая и предше­ствующая ей прогнозно-аналитическая функция в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении обществен­ными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыноч­ной экономики, но и не могут быть в стороне от планов государ­ства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Более того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействий между субъектами рынка, органами власти, гражданами. С этой точки зрения такая деятельность государства носит характер ди­рективы со стороны общества, закрепленной правовыми актами. Директивный характер носят и задачи — цели, поставленные го­сударством перед госпредприятиями и учреждениями, действую­щими в условиях конкретной рыночной среды.

Важнейшая задача государства — определение национальных и региональных приоритетов, целей социально-экономического развития, поиск и привлечение ресурсов, формирование соци­ально-эффективных механизмов мотивации активной жизнедея­тельности общества и его основных слоев. Такие задачи реализу­ются через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов, как правило, с привлечением бизнеса, академической науки, обще­ственности.

Исторически теоретические и прикладные разработки про­гнозов и планов развития народного хозяйства впервые были на­чаты в РСФСР, а затем продолжены в СССР. Эти работы оказали существенное влияние на формирование государственного регу­лирования и планирования социально-экономического развития во всех странах мира.



{LTS}