Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Технологии в прогнозировании и планировании

Успех прогнозирования и планирования сегодня невозможен без современных информационных технологий. Уже разработа­ны и внедряются (у нас, к сожалению, пока только в банковской системе) экономико-математические инструменты, сочетающие в себе основные вышеперечисленные подходы. Крайне необхо­димо, чтобы такой инструментарий получил широкое распространение в реальном секторе экономики, муниципальном и региональном управлении.

Процесс управления с использованием современных техно­логий строится на комплексном мониторинге факторных пока­зателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуля­торов, условий развития объекта управления, оценке альтерна­тивных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов.

Современные информационные технологии позволяют фор­мировать модели (образы) управляемых систем с учетом не толь­ко значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных (обозначенных ими эле­ментов объекта управления) в конкретном экономическом про­цессе.

При этом реализуются такие преимущества, как возможность вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, «отстраивание» от «шумовых» эффектов, способность к опера­тивному уточнению сформированной модели управляемого про­цесса (объекта) при дополнении необходимой информации.

Сравнение прогнозируемых моделью значений индикатора с отчетными данными позволяет считать ее достаточно объектив­ным инструментом управленческого анализа и прогнозирования. При формировании модели рассчитывается вес каждого регулято­ра по степени его влияния на индикатор. Например, для предприя­тий среди наиболее значимых регуляторов кроме очевидных - прибыли от реализации и налога на прибыль — рассчитываются также и такие, как кредиторская задолженность по оплате труда, Доля бартера в расчетах с поставщиками, краткосрочные заемные средства и др. Система позволяет решать как прямую, так и об­ратную задачу прогнозирования индикатора. По заданному значе­нию индикатора с учетом его пороговых значений (коридора) оп­ределяются значения регуляторов.

Среди технологий, обслуживающих процессы прогнозирова­ния и планирования, стали появляться и пока еще экзотические для большинства специалистов этой сферы специальные компьютерные технологии, основанные на принципе визуально-интуитивного извлечения полезной информации (ВИ-технологий), попытка реализовать которые предпринимаются с начала 1990-х годов. Министерство экономического развития и торговли РФ в 2000 г. начало апробировать программу MineSet, разработанную компа­нией Silicon Graphics Inc. (SGI).

Традиционная пирамида принятия решений, когда информа­ция по конкретному вопросу в максимальном объеме находится у основания пирамиды, а по мере подъема вверх уменьшается, уступая место заготовленным сценариям (первое лицо лишь вы­бирает какой-то из них), запрограммированно страдает от субъ­ективизма.

ВИ-технологии позволяют проанализировать громадный объем информации, представить их в наглядном графическом виде и пронаблюдать динамику изменения параметров.

Первое преимущество ВИ-технологии — быстрота восприя­тия данных при их визуальной интерпретации, что особенно важно для весьма загруженных топ-менеджеров, высших лиц государственного и муниципального управления. Кроме того, в коллективной топ-менеджерской работе становится возможным, вместо долгого изучения каждым членом группы многотомных исследований, групповой анализ в режиме конференции, мозго­вой штурм.

 

Становление и законодательное регулированиесистемы прогнозирования и планирования в современной России

 

Глубокие социально-экономические потрясения 1990-х годов практически упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования. Была ликвидирована устоявша­яся система административного планового управления, вклю­чавшая в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и годовые планы. Они строились как по отраслевому (ведомственному), так и территориальному принципу и практически охватывали боль­шую часть сторон жизнедеятельности общества. Директивность сковывала инициативу людей, ограничивала простор для иници­ативной творческой работы. Отсутствие перспективы привело к ряду крупных стратегических ошибок, к затяжке и углублению кризиса, что слишком дорого обошлось стране и населению.

Необходимость перемен ощущалась давно — уже с 1960-х го­дов, когда возникла потребность перераспределения полномо­чий и ответственности между верхними эшелонами власти и ни­зовыми коллективами, которые на протяжении 40 лет многие вопросы решали самостоятельно. Оставался вопрос о передаче части прав собственности низовым коллективам. Это противоре­чие разрешилось в ходе реформ путем трансформации значи­тельной части государственной собственности в частную. Но трансформация не могла упразднить потребность в прогнозно-аналитических работах и планировании как на уровне новых собственников, так и государства.

Надежды на саморегуляцию рынка, эффективность неолибе­ральных идей вошли в противоречие как с реальной практикой развитых рыночных экономик, так и с потребностями россий­ского бизнеса и Российского государства. С 1994 г. начался про­цесс формирования новой парадигмы прогнозирования и плани­рования для потребностей нынешней России, который не завершен и поныне.

Нынешняя ситуация в России в сфере планирования и про­гнозирования определяется соответствующими нормативными актами, а именно Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития России», принятым Госдумой и утвержденным Президен­том Российской Федерации в 1995 г., с изменениями, принятыми в 2000 г.

Положения прогноза социально-экономического развития России используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти стратегических и программных ориенти­ров, а также конкретных решений в области социально-эконо­мической политики государства.

Концепция социально-экономического развития России — система стратегических целей и приоритетов социально-эконо­мической политики государства на долгосрочный период, важ­нейших направлений и средств реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития — комплекс­ная система целевых ориентиров социально-экономического раз­вития России на среднесрочный период, эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров и их государственной поддержки.

Годовой индикативный план социально-экономического раз­вития России — система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, эколо­гического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и при­оритетов.

Радикальное обновление институциональной структуры об­щественного производства формирует, по существу, новые зако­номерности социально-экономического развития страны и вос­производство валового внутреннего продукта. При этом особую актуальность приобретает долгосрочное прогнозирование и на федеральном, и на региональном уровне. Оно должно быть поло­жено в качестве основы научно обоснованной концепции и дол­госрочной стратегии развития.

Долгосрочная стратегия социально-экономического разви­тия России (далее - Стратегия) разрабатывается в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Планом действий Правительства РФ по реализации Послания.

Необходимость разработки концепции и долгосрочной стра­тегии экономического развития на данном этапе определяется рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью для страны, находящейся на переходном этапе, иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития; во-вторых, потребностью в определенности, четкости, предсказуемости го­сударственной социально-экономической политики, понятно­сти ее для всех слоев общества. В первую очередь к ним относят­ся глубинные потребности общества в понимании того, в каких направлениях, с какими целями и с помощью каких способов и средств развивается отечественная экономика и что ожидает конкретного члена общества и его социально-профессиональные слои на этом пути.

Важными факторами являются также экономические потреб­ности. Очевидна заинтересованность отечественных предприя­тий, для которых ясная и понятная социально-экономическая политика должна снижать риск в принятии решений, вложении инвестиций, установлении долгосрочных кооперационных свя­зей. Интеграция России в мировую экономику предопределяет необходимость того, чтобы наши иностранные партнеры понимали российскую государственную политику и, следовательно, могли бы планировать свою инвестиционную деятельность не только на краткосрочный (на уровне в основном коммерческих отношений), но и на долгосрочный период.

В концепции социально-экономического развития конкрети­зируются варианты социально-экономического развития Рос­сийской Федерации, заложенные в прогнозе социально-эконо­мического развития на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты социально-эко­номического развития Российской Федерации, пути, средства и этапы достижения указанных целей и реализации приоритетов. Порядок разработки концепции социально-экономического раз­вития определяется Правительством Российской Федерации. Концепция социально-экономического развития вместе с пред­ложениями о системе долгосрочных федеральных, целевых про­грамм, обеспечивающих решение поставленных целей и приори­тетов, направляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную Думу. В со­ответствии с федеральным законом концепция социально-эко­номического развития подлежит опубликованию.

Федеральный закон от 1995 г. определяет, что в первом (после вступления в должность) Послании, с которым Президент обра­щается к Федеральному Собранию, содержится специальный раз­дел, посвященный концепции социально-экономического разви­тия России. В специальном разделе Послания характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных це­лей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном Уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое разви­тие России на среднесрочную перспективу. Правительство разра­батывает программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (далее - программу социально-экономического развития), исходя из положений, содержащихся Послании Президента, прогнозе социально-экономического Развития на среднесрочный период и концепции социально-экономического развития Российской Федерации. В программе со­циально-экономического развития Российской Федерации должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и харак­теристика состояния экономики Российской Федерации; цели и приоритеты социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, внешнеэконо­мического и территориального развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; обобщающие макроэкономичес­кие показатели социально-экономического и территориального развития страны на среднесрочную перспективу; макроэкономи­ческая политика; институциональные преобразования; научно-техническая и инновационная политика; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая поли­тика; социальная политика; региональная экономическая поли­тика и развитие крупных экономических районов; внешнеэконо­мическая политика и укрепление интегрированных связей со странами — членами СНГ; перечень федеральных целевых про­грамм на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения принятых к реализации федеральных целе­вых программ, даты их утверждения и государственные заказчи­ки.

Отдельно выделяется программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функцио­нирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и па­кетов акций, а также программу повышения эффективности ис­пользования федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнози­ровании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» формируется система государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее прогнозов соци­ально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и крат­косрочную перспективы. Их разработку обеспечивает Правительство Российской Федерации. Прогнозы социально-экономического развития ба­зируются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

Прогнозы социально-экономического развития содержат количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешне­экономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в несколь­ких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (на 10 лет) правительство организует разработку концепции со­циально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели ее социально-экономиче­ского развития, пути и средства достижения указанных целей.

Используя данные долгосрочных прогнозов и концепции разрабатывается прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (от 3 до 5 лет).

Ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.

В ежегодном Послании Президента, с которым он обращается к Федераль­ному Собранию, содержится раздел, посвященный анализу выполнения ука­занной выше программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению данной программы с выделением задач на предстоящий год.

Для обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные концепции социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на долгосрочную перспективу и положения, содержащи­еся в первом после вступления в должность послании Президента, являются основой для разработки правительством программы социально-экономиче­ского развития России на среднесрочную перспективу. В программе отража­ются итоги и формулируется концепция развития страны на среднесрочную перспективу, устанавливаются макроэкономические параметры и показатели изменения основных сфер экономики. Данная программа как система пря­мых и косвенных регуляторов экономики России в среднесрочной перспек­тиве представляется в Совет Федерации и Государственную Думу.

В краткосрочной перспективе правительство разрабатывает систему прямых и косвенных регуляторов реального сектора эко­номики России, обеспечивающих в своем взаимодействии:

единство российского экономического пространства;

осуществление программ развития приоритетных отраслей;

проведение государственной структурной и инвестиционной политики;

управление федеральной собственностью;

реализацию государственной политики в сфере международ­ного экономического и инвестиционного сотрудничества;

функционирование оборонного производства Российской Федерации;

проведение государственной политики в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды.

Новый вариант федерального закона направлен на то, чтобы в ежегодном Послании Президента РФ, с которым он обращает­ся к Федеральному Собранию, содержался специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-эко­номического развития и уточнению указанной программы с вы­делением задач на предстоящий год.

Исходя из положений программы социально-экономическо­го развития, Правительство РФ разрабатывает годовой индика­тивный план социально-экономического развития России на очередной год (далее — индикативный план) и представляет его на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ вместе с проектом федерального бюджета.

Индикативные планы содержат: прогноз выполнения про­граммы социально-экономического развития на соответствую­щий год и индикативного плана текущего года; основные цели и направления социально-экономического развития страны на предстоящий год; направления структурной политики и инсти­туциональных преобразований; меры государственного регули­рования развития экономики; индикативные показатели соци­ально-экономического развития Российской Федерации на предстоящий год; индикативные показатели развития экономи­ческих районов и депрессивных регионов; ориентиры развития внешнеэкономических связей интеграции со странами СНГ; пе­речень федеральных целевых программ, подлежащих выполне­нию в текущем году, с указанием сумм финансирования (в том числе из федерального бюджета) и ожидаемых результатов их вы­полнения.

Субъекты РФ разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции со­циально-экономического развития на долгосрочную перспекти­ву, программы на среднесрочную перспективу, индикативные планы, целевые региональные программы, исходя из соответ­ствующих федеральных документов и с учетом специфики субъ­ектов РФ.

Правительство РФ с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества должно разрабатывать рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планирова­нию в субъектах Российской Федерации.

К сожалению, многие положения принятых федеральных за­конов по планированию и прогнозированию реализуются не в полной мере. Отсутствуют внутриведомственные методические указания о том, как и какими методами осуществлять такую работу на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.


 

 



{LTS}