Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Контроль в организации

Слово «контроль» заимствовано из фран­цузского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюде­ние в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понима­нии контроль — это целенаправленные практи­ческие действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.

Такие действия, естественно, не возникают сами по себе или каким-то сверхъестественным путем. Контроль, как известно, осуществляют люди через специально созданные для этого структуры, наделенные определенными полно­мочиями. Полномочия дают власть, в том числе и органы управления. Власть — легитимный ис­точник всякого контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в про­цессе которой люди, социальные институты в силу разных причин (материальных, экономи­ческих, социальных, политических и других) добровольно (осознанно) или по принуждению (воли, авторите­та, права, насилия и др.) признают верховенство других людей.

 Не случайно американские специалисты в области менеджмента утвержда­ют, что слово «контроль», как и слово «власть», рождает прежде всего отри­цательные эмоции. Для многих людей контроль означает в первую очередь ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятель­ности и т. п. — в общем, все то, что прямо противоположно свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то ча­ще всего люди ответят вам, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред орга­низации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, -означало бы упустить из виду основную задачу управления. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

В теории управления социально-экономическими процесса­ми контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле так же, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, ре­гламентов и многих других установлений. Действенность конт­роля, его властная сила утверждаются путем применения различ­ных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути конт­роль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффек­тивности управления.

В ходе исторического развития контроля как функции управ­ления постепенно формировалась определенная категория лю­дей — социальный слой тех, кто профессионально занимается контрольной деятельностью в органах государственной власти и управления, в корпорациях и на предприятиях, в организациях и других социальных институтах. Одновременно формировалась специальная область человеческого знания, помогающего квали­фицированно и эффективно осуществлять эту управленческую функцию.

В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой де­ятельности относятся к 50-м гг. XVI в., когда по указу царя Алексея Михайло­вича был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь. Этому Приказу были даны широкие полномочия, в том числе наблюдение за выпол­нением боярами должностных обязанностей, проверка деятельности «служи­лых людей» Приказов, воевод и других. В 1657 г. был образован Счетный при­каз, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов.

В начале XVII в. в России впервые появилась должность контролера — ис­полнителя обособившейся управленческой функции. Эта должность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне Коммерц-коллегии для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда контро­леров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лесной стражи по­велел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разнообразнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, осталось прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимают­ся тысячи специалистов и государственных служащих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще оставляет желать лучшего.

Разумеется, соблюдение законов, других управленческих ре­шений или непочтительное отношение к ним во многом зависит от правовой культуры, законопослушания самих граждан. Но главное все же состоит в том, чтобы в обществе в целом был на­лажен и четко функционировал механизм действенного контро­ля, реально обеспечивающий исполнение управленческих реше­ний. Без этого просто невозможно поступательное движение российского общества по пути социально-экономического про­гресса.

 

Сущностные черты контроля

Почему же необходим контроль? Есть несколько объектив­ных обстоятельств, которые обусловливают потребность общест­ва в организации контроля в различных сферах экономической и социальной жизни, а также определяют сущностные характе­ристики контроля в управлении. К таким явлениям (обстоятель­ствам) прежде всего относятся неопределенность и связанные с ней риски экономических и социальных потерь. Неопределен­ность — одна из основных реалий жизни. Неопределенность нельзя полностью устранить ни из каких принимаемых решений, в том числе из решений в сфере управления. Дело в том, что в основе самой неопределенности лежат неустранимые реалии об­щественной жизни: научно-технический прогресс, перманентные социальные изменения и другие «случайные колебания» в жизне­деятельности людей. Ситуацию неопределенности весьма образно и пессимистично выразил Мерфи в сформулированных им зако­нах: 1. Все, что может плохого случиться, случится. 2. Даже если ничего плохого не может случиться, все равно плохое случится. И действительно случается, если пренебрегают контролем.

Неопределенность внешней среды. Процесс управления проте­кает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды: зако­нов, состояния социальных и культурных ценностей, техноло­гии, конкуренции на товарных рынках, на рынках капитала и труда, инвестиционных предпочтений и других, в том числе кри­зисных ситуаций, переменных величин. В отдельности и в сово­купности они могут превратить планы и программы деятельнос­ти, вполне реальные в момент их формирования, через какое-то время в нечто совершенно недостижимое или в лучшем случае вызвать значительные потери. Для того чтобы своевременно реа­гировать на изменения внешней среды и принимать адекватные меры, управление нуждается в эффективном механизме анализа и оценки этих перемен.

Неопределенность, связанная с действием других (смежных) организаций. Очень редко бывает, чтобы управление протекало вне зависимости от смежных субъектов хозяйствования. Чаще всего, наоборот, управление осуществляется в рамках договоров, совместных планов, соглашений, кооперации труда и т. п., кото­рые также несут в себе различные элементы неопределенности, что может негативно и решающим образом сказаться на достиже­нии намеченной цели.

Неопределенность ценностей и поведения людей. Планы, про­граммы и другие управленческие решения разрабатываются и принимаются людьми, а потому несовершенны, как несовершен­ны и те, кто реализует эти управленческие решения: человек — существо субъективное. Люди — не роботы. Их нельзя запрограм­мировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точ­ностью. Человек ищет и часто находит способы такого поведения в обществе и на производстве, которое для него наиболее пред­почтительно, хотя на самом деле не исключено, что оно (поведе­ние) не адекватно, т. е. входит в известное противоречие с предъ­являемыми к нему требованиями, инструкциями и другими нормативными актами. Поэтому дела могут идти и часто идут не так, как хотелось бы.

Таким образом, с точки зрения управления неопределен­ность — это неизбежное зло, предпосылками которого являются те или иные изменения. Но в абсолютно неизменяющемся мире бу­дущее было бы точно известно заранее, ибо оно ничем не отлича­лось бы от прошлого.

Каков же выход из ситуации неопределенности? Теория и практика управления знают один-единственный — организация контроля. Он позволяет придавать процессу управления такую направленность, которая сопряжена с минимумом неопределен­ности, и избегать решений с более высоким уровнем неопреде­ленности. Преодоление всякой неопределенности — суть управ­ленческого контроля. При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более ран­нем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры для эффективного решения любой из воз­никших проблем.

В общем-то, обратные связи - это важнейшая сущностная черта, сердцевина контроля. Основоположник кибернетики Н. Винер понимал «обратную связь» как уникальное «свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым испол­нением приказов». Г.В. Атаманчук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализировать два взаимосвязанных между собой типа «обратных связей» — объек­тивные и субъективные. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характери­зуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Именно механизм обратных связей в сочетании с прямым непо­средственным воздействием контроля на объект управления соз­дают необходимые предпосылки нормального функционирова­ния социально-экономических процессов.

Содержание прямых и обратных связей в контрольной дея­тельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах ее осуществления:

установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования из многочисленных целей и стратегии;

сбор, обработка и анализ информации о фактическом поло­жении дел;

сравнение полученных данных с запланированными показа­телями, установленными нормативами, стандартами и др.;

выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появ­ления;

разработка системы корректирующих действий, мероприя­тий, для того чтобы удержать или изменить поведение объекта управления в рамках заданной цели, других управленческих ре­шений.

Обратная связь в процессе контроля — это данные о получен­ных результатах. В целом системы обратной связи позволяют субъекту управления выявить множество непредвиденных проб­лем и скорректировать свои действия, чтобы избежать отклоне­ния от намеченной цели. Недаром одно из определений контроля гласит, что это процесс, при помощи которого руководство ор­ганизации определяет, правильны ли его решения и не нуждают­ся ли они в известной корректировке1. К этому определению сле­дует добавить, что, во-первых, контрольные действия должны осуществляться своевременно, т. е. до того, как обнаруженные нарушения вызовут потери или кризис, а во-вторых, эти дей­ствия должны быть всеобъемлющими.

Эффективно организованный контроль прежде всего ориен­тирован на решение как стратегических задач, так и оперативных вопросов. Такой контроль предусматривает:

соответствие делу. Нет смысла в контроле, если его инстру­ментарий не дает возможности адекватно отражать, анализиро­вать, сопоставлять фактическое состояние дела с желаемым и не­обходимым состоянием;

своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректиру­ющие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел);

стратегический характер. Целесообразно контролировать достижение стратегических, а не промежуточных целей;

ориентация на результат. Важно проконтролировать резуль­тат выполнения работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подго­товленного сотрудником, а не качество зачинки им карандашей на его рабочем месте;

гибкость. Необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющей­ся ситуации. Если непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным;

простота. Усложненные процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управлен­ческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколь­ко ключевых показателей, но делать это систематически и эф­фективно;

экономичность. Затраты на контроль должны быть соизмери­мы с другими видами затрат. Контроль не должен становиться аб­солютно доминирующей функцией управления.

Важно отметить, что одной из сущностных черт контроля яв­ляется добровольное соблюдение людьми определенных ограни­чении, регулирующих поведение. Причины такого отношения различны, оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собствен­ных интересов и т. п. Например, М. Вебер считал, что люди доб­ровольно соблюдают определенные ограничения свободы действий, потому что верят в легитимность существующей систе­мы власти. Применительно к контролю - в легитимность управ­ляющей системы, субъекта управления. Без добровольного со­блюдения ограничений масштаб и интенсивность контроля могут стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самими контролерами нужен будет контроль).

Отметим еще одну сущностную черту контроля: он органи­чески неотделим от ответственности. Это две стороны одной ме­дали, которые существуют взаимосвязанно, дополняя и укрепляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким об­разом, что ответственность человека за социальные и материаль­ные последствия своих действий из сферы чисто нравственной переходит в сферу административную, правовую. Иначе говоря, контроль с системой санкций, внешней принудительной регуля­цией ответственности выполняет функцию охраны и зашиты от своеволия и злоупотреблений.

В связи с этим контроль может быть как позитивным явлени­ем социально-экономической жизни, так и негативным. Нега­тивный контроль сводится лишь к обнаружению нарушений, ошибок и к требованию их исправить. Позитивно организован­ный контроль - это, по сути дела, система контрольной деятель­ности, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или (что одно и то же) контро­ля как функции управления представлена в нескольких аспектах.

1.        Контроль - это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.

2.        Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными параметрами.

3. Контроль — это процесс, при помощи которого субъект уп­равления определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

4. Контроль — важная составляющая управленческого воздей­ствия (сознательного, продуманного, преднамеренного и зафик­сированного в соответствующих правовых и других нормативных установлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты.

5. Контроль — неотъемлемая составляющая процесса приня­тия и реализации управленческих решений (от его начала и до за­вершения).

6.        Контроль и оперативное информирование (по принципу
обратной связи) — составная часть управленческой деятельности,
которая помогает исполнять управленческие решения.

Как категория теории управления контроль -1- это специфи­ческий вид управленческих отношений (деятельности). Отношения контроля начинают реально формироваться в момент организа­ционного формирования и юридического закрепления субъекта управления. Содержание отношений контроля — сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, со­поставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решений о корректиру­ющем воздействии.

Таким образом, контроль представляет собой сложное, мно­гогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех ее областях.

В гражданском обществе каждая личность, каждый субъект хозяйствования, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе надеяться (требовать), чтобы органы госу­дарственной власти обеспечивали исполнение установленных правовых норм и другие формы общественного согласия.

Необходимость контроля над чиновниками и их действиями очевидна. Социально ориентированные решения органов госу­дарственной власти могут остаться благими пожеланиями, если отсутствуют контроль за их исполнением, четкий механизм административной ответственности за каждое отклонение, нару­шение принятых решений. Реформирование государственной службы предполагает, помимо всего прочего, расширение конт­рольной деятельности на всех уровнях государственного управ­ления.

Контроль в системе государственной службы Российской Фе­дерации решает три важнейшие задачи.

Первая — соблюдение законов и других нормативных актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и общест­венного устройства, своевременное обнаружение отклонений от заданных органами государственной власти правил и процедур, а в случае необходимости — корректировки.

Вторая — повышение персональной ответственности должно­стных лиц и эффективности государственного управления. Она охватывает и численность государственных органов, их взаимо­действие и противодействие бюрократизации государственного аппарата.

Третья — эффективное использование системы делопроизвод­ства, обеспечение отлаженности, целесообразности и точности прохождения документов по адресам и исполнителям.

Успешное решение этих задач имеет далеко идущие послед­ствия прежде всего для борьбы с коррупцией в органах государ­ственной власти, а также для того, чтобы на деле соблюдалась за­конность в собственной административной деятельности. Кроме того, внутренние методы контроля деятельности государствен­ных служащих (чиновников) вносят в нее элементы саморегуля­ции внутри бюрократических структур, которая выражается в корпоративной ответственности, самодисциплине и открытос­ти.

 

Объекты и субъекты, типы и виды контроля

Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его контроля. Сюда относятся техника, тех­нологические системы и процессы, флора, фауна, законы, реше­ния, наказы избирателей, люди, организации, вооружение и т. п. В системе управления производством объектами контроля явля­ются национальная экономика, отдельные ее отрасли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие там процессы или от­дельные элементы, которые также относятся к контролируемым объектам.

Характерной чертой объектов контроля в системе управления производством является их сложность. Примерами очень слож­ных объектов контроля могут служить большое промышленное предприятие, отрасль экономики, экономический регион, тер­риториально-производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств контроля.

Принципиальным моментом для понимания сущности контро­ля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать направленность управленческой и контрольной дея­тельности на один и тот же объект управления. Соотношение между управлением и контролем — это соотношение между це­лым и частью: управленческая деятельность направлена на до­стижение объектом управления поставленной цели, а контроль­ная — на обеспечение такого состояния и поведения этого же объекта управления, которое позволяет достичь поставленной цели. При этом предметом управления является получение за­планированного результата объектом управления, а предметом контроля — состояние и поведение объекта управления и контроля. Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятельность организаций в отдельных сферах или касающаяся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями, а бо­лее конкретно — состояние объекта контроля на определенную Дату и в течение некоторого времени в будущем. Применительно к таким объектам контроля, как организация, требуется знать по­ведение или динамику состояния организации.

Рассмотрим в качестве примера такой объект контроля, как техника, дав­шая название техническому контролю. Здесь объект контроля — совокуп­ность устройств, информацию о техническом состоянии которых необходимо иметь. Под техническим контролем понимается процесс сравнения изделия и его составных частей с утвержденными стандартами и техническими услови­ями, а также проверка всех производственных условий, обеспечивающих тре­буемое качество изделия. Предметом технического контроля является качест­во изделия, соответствующее определенной норме, стандарту, т. е. состояние изделия, обладающее соответствующими качественными, количественными, сЩуктурными, пространственными и временными характеристиками, закреп­ленными в стандартах. С помощью таких характеристик может быть описан предмет контроля любого конкретного вида контроля. От этих характеристик зависит использование соответствующих методов контроля, дающих ему название.

Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

Различаются следующие виды контроля, где субъектом высту­пает человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социаль­ный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, тамо­женный контроль и др.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых орга­нов, организаций, людей, групп, различают контроль внутрен­ний и внешний, общий или частный, линейный, функциональ­ный или операционный.

Линейный контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником промышленного объединения по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внутренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля - контролируемость состояния и поведения предприя­тия в целом.

Функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторая группа характеристик. Он осу­ществляется, например, главным экономистом. Санэпидстан­ция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению к данному предприятию, также может провести функциональ­ный контроль частного характера.

Операционный контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, например, соотношения темпов роста производительности труда и заработ­ной платы.

Наиболее развитым типом контроля является линейный, ме­нее развитым — функциональный, элементарным — операционный. Меру развитости типа контроля определяет и использова­ние в нем других типов контроля.

Например, директор предприятия может использовать все три типа контро­ля, это входит в круг его должностных обязанностей. Главный экономист — функциональный и операционный контроль, а работник ОТК — контроль только одной характеристики изделия — операционный контроль.

Внимание: исключение! В транспортных организациях, кроме линейного контроля руководителя организации, существует операционный контроль, именуемый линейным. Объектом контроля здесь является линия передвиже­ния, например, автобуса, грузовой автомашины и т. п. Предметом контроля здесь может быть техническое состояние автомобиля, его загруженность или состояние оплаты за проезд. Субъектом контроля здесь является линейный ревизор. По названию эти типы контроля одинаковы, а по содержанию они различны. Целесообразно запомнить данное совпадение и различать эти два типа контроля.

Еще один важный аспект классификации, позволяющий раз­личать наряду с типами контроля его конкретные виды, задан до­минированием того или иного общего метода контроля. К таким методам контроля относятся методы: предварительного контро­ля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последую­щего контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; методы текущего, в том чис­ле метод направляющего контроля (в течение всего хода деятель­ности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля, приурочены к определенной дате в ходе хозяйственной опера­ции; метод последующего (заключительного) контроля — после за­вершения операции.

Предварительный контроль начинается задолго до начала ка­ких-либо целеустремленных действий. Его задача — выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или необо­снованных решений. Например, при контроле человеческих ре­сурсов анализируются деловые качества, профессиональные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в про­цессе найма и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить те качества людей, которые подлежат коррек­тировке (освоение дополнительных навыков, получение необхо­димых знаний, знакомство с корпоративными ценностями, кор­рекция поведения и пр.).

Одна из разновидностей текущего контроля — направляющий контроль. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом непрерывно измеряется и оценивается состояние и поведение контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустрем­ленного действия. Суть такого контроля — постоянное сопро­вождение, слежение и управление ходом совершаемого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применя­ется в непрерывных технологических процессах и крупных тех­нических системах. Менее широко этот метод применяется в управлении хозяйственными организациями, поскольку явля­ется сложным и дорогим. Магистральный выход — использование компьютерных технологий в управлении организациями.

Например, в подчинении у «Газпрома» находится свыше двух сотен крупных предприятий. Понятно, что непрерывное наблю­дение за состоянием хода дел на подчиненных предприятиях и оказание в случае необходимости корректирующего воздействия было бы весьма желательным, но на деле это довольно сложно как с организационной, так и с технической точки зрения.

Еще одна разновидность текущего контроля — фильтрующий контроль. В отличие от направляющего он не сопровождает целе­устремленное действие от начала до конца. При прохождении че­рез «фильтр» контроля действие может быть остановлено или про­должено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.

Например, важные договоры, заключенные между правительствами, под­лежат проверке и ратификации законодательными органами, вступая в силу только после того, как законодательные органы пропустят их через соответ­ствующий «фильтр». Пища, приготовленная, например, в пионерских лаге­рях, домах отдыха, санаториях также проходит такую проверку, осуществляе­мую врачом. Кассиры, выдающие заработную плату в больших организациях, перед выдачей денег должны проверять документы, удостоверяющие лич­ность получателя. Контролер отдела технического контроля этим же методом отделяет годную продукцию от бракованной. Руководитель предприятия, прежде чем поставить свою подпись под приказом, проверяет его содержание с точки зрения соответствия установленным требованиям.

Направляющий и фильтрующий контроль - разновидности текущего контроля.

Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом контроля могут быть как общие социально-экономические результаты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие воздействия осуществляются при этом по ходу реализации проекта. Текущий контроль является средством осуществления обратной связи. Обратная связь — важный элемент управления во многих, в том числе как в социальных, так и в технических, систе­мах. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управле­ния на нижние.

Последующий или заключительный контроль, или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на ос­нове сравнения ее результатов и других характеристик с суще­ствующими нормами контроля. Этот вид контроля, во-первых, да­ет руководителю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших труд­ностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полученный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощрении. За­ключительный контроль позволяет также выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом. Примером такого метода контроля является ревизия использования трудовых ресурсов и фондов за­работной платы, денежных средств, финансовых результатов и рентабельности работы предприятия за прошлый месяц, квартал, год. Проверка оценок в дневнике школьника родителями также является примером последующего контроля. Поговорка «цыплят по осени считают» довольно точно отражает смысл последующе­го контроля.

Все методы контроля могут быть необходимы, чтобы контро­лировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию. Наибольшие возможности для управления производ­ством открываются при использовании метода направляющего контроля, поскольку он проводится задолго до получения какого-либо результата. Этот метод контроля позволяет превращать конт­роль в нормальную, позитивную и эффективную деятельность и в наибольшей мере отражает современный подход к развитию контроля, о котором говорилось выше, поскольку использование этого метода контроля обеспечивает возможность превратить за­думанные цели в действительные результаты.

Если направляющий контроль проводится эффективно, то необходимость в фильтрующем контроле отпадает. Если же направляющий контроль ведется неправильно или может быть слишком дорогим, тогда целесообразно использовать фильтрую­щий контроль.

Метод последующего контроля позволяет руководителю или любому человеку приобрести нужный опыт и данные для плани­рования, если деятельность, проводимая в предыдущий период, продолжается и в будущем.

На основе рассмотренных четырех основных методов контро­ля в дальнейшем используются конкретные методы измерения, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Существует множество признаков, оснований классификации видов контроля, например, сфера и объекты контроля, типы и методы, задачи, время осуществления, применяемые формы и др.



{LTS}