Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Состояние контроля

Контролируемость деятельности — это возможность опреде­лять степень адекватности достигнутых и будущих результатов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контролируемость зависит от «правил игры», условий ситуации, способности и желания субъекта и объекта контроля устанавли­вать и отслеживать нормативные значения контролируемых пе­ременных в соответствии с целью деятельности.

Проблема контролирования состояний и поведения различ­ных объектов, систем и процессов является распространенной практической задачей в экономике. Теоретическая разработка вопросов формирования и сохранения в оптимальном режиме ре­альной контролируемости состояния и поведения экономических систем предприятий и организаций является предметом теории управленческого контроля. Изменения в социальной ситуации и в системе управления экономикой вызывают необходимость ра­дикальных преобразований организации и методик контроля с целью повышения контролируемости социально-экономиче­ских систем.

Предприятие может иметь следующие взаимосвязанные со­стояния контроля: бесконтрольности, формального контроля, реального контроля, полного (тотального) контроля.

В состоянии бесконтрольности субъект управления и контро­ля полностью теряет контроль над ситуацией, не может (или не хочет) воздействовать на ее ход. Связь с объектом контроля не утрачивается, но никаких корректирующих мер не вырабатыва­ется и не применяется к объекту контроля, в результате заплани­рованные цели не достигаются, резко возрастает число наруше­ний действующих правовых норм.

Антиподом состояния бесконтрольности является полный (тотальный) контроль. В этом состоянии даже мельчайшие из­менения состояния предприятия и его частей находятся под не­усыпным вниманием субъекта контроля, все решается им. На это затрачиваются гигантские потоки энергии, которые многократно превышают объективно необходимый уровень затрат энергии для достижения поставленных целей. На практике состояний бесконтрольности и полного контроля не существует. Наиболее частыми являются состояния формального и реального контро­ля.

Формальный контроль — это контроль, проводимый для со­блюдения внешней формы, порядка, проникнутый формализ­мом, предпочтение при его осуществлении отдается внешней форме в ущерб существу дела. Такой контроль проводится только по видимости, по форме. Отсюда следует, что формальный конт­роль имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бес­контрольностью, когда форма его полностью отрывается от со­держания. С другой — он соприкасается с реальным контролем.

Формальный контроль ориентирован на частные, отдельные элементы в структуре объекта контроля, которые иногда совсем не влияют на достижение запланированных целей, на реальный ход экономических процессов. Таких элементов на предприятии может быть сотни видов. Формальный контроль сосредоточива­ется на слежении за состоянием этих элементов время от време­ни, раз в несколько лет. В ряде случаев формальному контролю подвержены все и вся, он ориентируется на всеохваченность объ­екта контроля, хотя ресурсов для этого, объективных условий не имеется. В результате такой контроль приносит мизерные ре­зультаты, так как формально охватывается все, а реально добить­ся этого невозможно. Формальный контроль зачастую изолиро­ван от общей системы управления, он является в ней инородным телом. Соответственно и результаты такого контроля минималь­ны.

Вместе с тем формальный контроль, хотя и не полностью де­монстрирует соответствие формы и содержания, может оказывать частичное положительное воздействие на объект контроля и приносить пользу обществу.    

Формальный контроль возникает при усложнении объекта контроля, при изменении ситуации, когда устаревают предписа­ния и нормы. Например, первоначально правила контроля кон­кретного объекта объективно соответствовали требованиям, объект был легко управляем. Со временем объект усложнялся, менялась ситуация, изменялся объект, а правила, нормы контро­ля оставались неизменными, система контрольной работы тоже не менялась. В результате контролируемость объекта постепенно утрачивалась, контроль ослабевал, ухудшалось его воздействие на реальные процессы, и он превращался в формальный, на пер­вый план выходила формальная сторона контрольной работы, формализм.

С ликвидацией административно-командной системы управ­ления многие запрещенные ранее операции, прежде всего в сфе­ре предпринимательства и рыночного обращения, стали нор­мальными событиями коммерческой жизни. Вместе с тем резко возросла потребность в достоверности реального контроля. Од­нако это далеко не всегда учитывается контрольными органами, что в определенной мере определило кризис контроля в совре­менной обстановке.

Реальный контроль — это контроль, основанный на учете под­линных условий действительности, фактов, соответствующий Целям практики, оказывающий нужное действие, имеющий силу. Он отражает действительное положение вещей в отличие от вы­даваемого за действительное. Рассмотрим характерные признаки реального контроля, его отличия от формального контроля.

Реальный контроль, с одной стороны, смыкается с формаль­ным контролем, с другой — с полным (тотальным). Между реаль­ным и формальным контролем, реальным и полным контролем нет абсолютных граней; формальный контроль всегда содержит в себе те или иные элементы реального контроля, а реальный - элементы полного контроля.

Если формальный и полный контроль воспринимается людь­ми чаще всего как негативная деятельность, то реальный конт­роль — в большей степени как положительная, позитивная, конструктивная деятельность. Он способствует достижению запла­нированных целей, реально помогает делу, направлен не на нака­зание ответственных лиц, а на оказание им помощи. Конечно, реальный контроль одновременно является и формальным, но только в том смысле, что тоже выполняется в определенном за­конном порядке.

Реальный контроль приспосабливается к ходу деятельности системы, учитывает его, адаптирует формы и методы контроля к изменившейся ситуации. Он обязательно ориентирован на со­стояние и поведение объекта контроля в целом, интегрирован с действующей системой управления, является ее неотъемлемой частью. Он нацелен на состояние объекта контроля, своевремен­но вырабатывает необходимые корректирующие меры. Реальный контроль концентрируется не на всех без исключения составных элементах объекта контроля, а только на ключевых, которые не превышают обычно 10% их общего числа. Но именно контроль этих направлений обеспечивает реальное воздействие на состоя­ние объекта контроля в целом, гарантирует достижение заплани­рованных целей.

На основе данных формального контроля можно что-то за­претить, предписать, остановить ход процессов на объекте конт­роля, но нельзя оказать объекту реальную помощь, для этого нет ресурсов. Реальный контроль всегда предусматривает запас ре­сурсов, которые могут быть своевременно брошены на исправле­ние положения, устранение узких мест.

Формальный контроль обычно обращен в прошлое: что-то произошло, имеет место факт, изменить который практически уже нельзя. Оценку этому факту и дает формальный контроль. Реальный контроль ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает руководителей предприятия, органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе контроля ход контролируемых событий оценивается достаточно рано и содержит элемент предвидения, что позволяет своевре­менно корректировать действия. Реальный контроль направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный контроль всегда динамичен и ориентирован на будущее.

Одновременно реальный контроль учитывает человеческий фактор, его воздействие на поведение людей. В конечном счете именно люди выполняют различные задания и осуществляют контроль, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реагиро­вать на него. Это не менее важно, чем своевременное получение информации.

Характерной чертой формального контроля является передо­верие его помощникам, заместителям, инспекциям. Даже такие важные элементы объекта контроля, как работа с кадрами, рас­пределение финансовых ресурсов упускаются из виду субъектом контроля. В результате неизбежна утеря реального контроля за состоянием объекта. При реальном контроле руководитель лич­но наблюдает и контролирует ход процессов, опираясь на управ­ленческий аппарат, на передовых исполнителей.

Реальный контроль обеспечивает высокое качество работы, качество изделий. Для обеспечения качества нужна точность из­мерений, которая основывается на объективных измерителях. С их помощью можно точно оценить качество работы, степень совершенства технологии.

Например, специалистами предлагается оценивать те или иные виды технологий по суммарным энергозатратам на произ­водство равных количеств общественно необходимого продукта и удельным энергозатратам на единицу продукции. Реальный контроль использует и товарно-денежные измерители.

В формальной системе контроля все время имеются какие-либо недостатки: не укомплектованы штатные должности, низка квалификация кадров контроля, слишком много объектов кон­троля, не принимаются меры по исправлению недостатков, вы­явленных в результате контроля, часто контролеры по разным причинам снисходительно относятся к нарушениям в ущерб принципиальности.
Реальные системы контроля не имеют недостатков формаль­ных систем контроля, они высокоэффективны. В них все эле­менты соответствуют необходимым требованиям, все детали пригнаны друг к другу. Реальная система контроля сродни техни­ческим системам: она хорошо спроектирована, опробована в действии, имеющиеся недостатки устранены, данные о состоя­нии объекта контроля выдаются в количественной форме. К за­даче создания реальных систем контроля необходимо подходить как к управленческой и технической задаче, а сами системы рас­сматривать как управленческие и технические, базирующиеся на электронно-вычислительной и другой технике.

Формальный контроль основывается на приблизительном знании свойств объекта контроля. Система формального контро­ля в своей основе догматична, в ней мало используются совре­менные достижения науки и практики, новые научные методы контроля, другие научные достижения в этой области. Реальный контроль невозможен без научных знаний об объекте контроля, он строится с учетом современных научных достижений, осно­вывается на научных принципах организации контроля.

Сравнительная характеристика черт формального и реально­го контроля приведена в табл.

Таблица  Сравнительная характеристика качественных черт контроля

 

Формальный контроль

Реальный контроль

Не обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом в большин­стве случаев как негативная деятель­ность

Ориентирован на частные стороны деятельности объекта, эпизодический

Обращен в прошлое, оценивает за­вершенную деятельность, малодействен­ный

Не учитывает психологию проверяе­мых, их реакцию

Обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом как позитивная, конструктивная дея­тельность

Ориентирован на состояние объ­екта в целом, регулярный

Ориентирован на будущее, спо­собствует выполнению планов, действенный

Учитывает психологию проверяе­мых

Выполняет вспомогательный персо­нал аппарата управления

Осуществляется первым руково­дителем и аппаратом управления

Не создает регулярную обратную связь с объектом управления

Осуществляет обратную связь с объектом управления

Использует приблизительные оценки и измерители

Основан на точных оценках, объ­ективных измерителях

Получает информацию с объекта опосредованно, с опозданием, неточную

Получает информацию с объекта непосредственно, достоверную

Представляет собой систему с множе­ством недостатков, ненадежен

Представляет собой по конструк­тивности, надежности систему, адекватную техническим объектам

Не соответствует требованиям интен­сивного ведения хозяйства

Ориентирован на интенсивное ведение хозяйства

 



{LTS}