Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Система государственного контроля

 

Наиболее типичными субъектами реального контроля явля­ются органы государственного управления федерального или ре­гионального значения. Органы государственного контроля соз­даны и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского го­сударства, а также из законодательно установленной сферы дея­тельности по контролю и надзору.

Систему государственного контроля образуют семь основных видов. Каждый из них имеет свой статус, свою сферу деятельнос­ти. Они отличаются также спецификой проведения контрольных мероприятий и содержанием контрольных функций, объемом полномочий субъектов контроля и средствами воздействия на объекты контроля и др. В организационном плане система госу­дарственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:
а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в федеральных округах и субъектах РФ;
б) государственные органы контроля регионального значения — комитеты, комиссии, управле­ния и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.

Следовательно, государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на дости­жение целей государственного строительства и развития. Полно­мочия государственных контролирующих органов распростра­няются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должно­стных лиц на предмет своевременности и эффективности испол­нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Для президентского контроля характерна политическая составляющая. Это достаточно полно выразилось в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнитель­ной власти, а также по упорядочению законодательства субъек­тов РФ в части его согласования и устранения расхождений с фе­деральным законодательством.

Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента Российской Феде­рации; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации); в) управления — окружные инспекции аппаратов полномочных пред­ставителей Президента в федеральных округах.

К субъектам президентского контроля относятся структур­ные подразделения Администрации Президента Российской Фе­дерации, реализующие контрольную функцию наряду с основ­ной, ради которой они созданы. К субъектам президентского контроля относятся также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции, руководство деятельностью которых осуществляет Пре­зидент Российской Федерации. Среди них — Федеральная служ­ба безопасности, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонном заказу, Феде­ральная служба по техническому и экспортному контролю, Фе­деральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба и др.

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участву­ют, например, в организации и проведении парламентских (депу­татских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.

Счетная палата является постоянно действующим парламент­ским органом финансового контроля. Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счет­ная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фон­дов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджет­ного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проек­тов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные вне­бюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предпри­ятия, организации независимо от форм собственности, контроль­ные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или уп­равляют федеральной собственностью, а также если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям про­веряемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обяза­тельные для исполнения предписания. При неоднократном не­исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, ор­ганизаций. В случае необходимости материалы проверки Счет­ная палата направляет в органы прокуратуры.

Правительственный контроль есть контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контроли­рующих организаций федерального и регионального значения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти» в системе Правительства РФ пре­дусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федераль­ная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в уста­новленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Минис­терства РФ уполномочены вести контроль деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов. Все нижестоящие подразделения федеральных министерств и служб являются составной частью контролирующих органов федерального значения.

Президентский, парламентский и правительственный конт­роль, а также другие виды государственного контроля и их ор­ганы оказывают определяющее воздействие на социально-эко­номическую жизнь общества на федеральном и региональном уровнях.

 

Тенденции развития, современные проблемы и перспективы контроля

Контрольные функции, традиционно осуществляемые централизованно (в коммерческой фирме — ее руководством, а в государстве — центральными органами), постепенно перерас­пределяются между:

верхними звеньями управления;

сторонними организациями, специализирующимися на функ­циях контроля;

потребителями продукции;

низовыми звеньями управления.

Часть контрольных функций передается внешним организа­циям. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в аудите, когда независимая аудиторская фирма проверяет правильность бухгал­терских и финансовых документов. Ряд контрольных функций осуществляется в процессе консультирования, когда внешний консультант проверяет соответствие тех или иных процессов стандартам, известным консультанту. Внешний контроль облада­ет рядом преимуществ: он свободен от привычных устоявшихся представлений, схем действий и способен предложить более эф­фективные корректирующие воздействия. Нередко он пользует­ся собственными стандартами, которые не всегда совпадают со стандартами внутреннего контроля.

В ряде случаев пользователь/потребитель становится глав­ным контролером. Контроль при этом является средством кастомизации (адаптации к нуждам потребителя) продукции и услуг. Так, в частности, в государственной службе на смену тотальному бюрократическому контролю приходит контроль со стороны по­требителей услуг государственной службы, который осуществля­ется как непосредственно, так и при помощи общественных ор­ганизаций и средств массовой информации.
Таким образом, верхние звенья управления частично переда­ют функции контроля: рутинный текущий контроль делегирует­ся на низшие уровни управления, вспомогательные, в том числе аналитические функции, передаются на субконтрактной основе профессиональным контролерам, ключевые параметры перехо­дят под контроль потребителей, а стратегические аспекты кон­троля сохраняются за верхними звеньями.

Меняется содержание контроля и методы его осуществле­ния. Так, в частности, от измерения затрат центр тяжести пере­носится на измерение результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируют вни­мание на том, сколько затрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы менеджмента к государственной службе основное вни­мание переносят на контроль и мониторинг результатов, кото­рые получены в процессе тех или иных действий государствен­ной службы.

Развиваются новые информационные системы, позволяю­щие в определенных аспектах автоматизировать процесс управ­ления и контроля. Одновременно с развитием мощных информа­ционных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержание информационных потоков, участвующих в процедуре контроля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контро­лируемых показателей с одновременным увеличением числа из­мерений и повышением эффективности каждой процедуры кон­троля.

Контроль в современной России испытывает немалые труд­ности. Проблемы контрольной деятельности в нашей стране мно­голики, но большинство из них так или иначе связано с явно не­достаточно высоким статусом, а часто и негативным имиджем контроля в восприятии самых разных слоев населения, включая менеджеров предприятий, государственных и муниципальных чи­новников и, что особенно тревожно, конкретных исполнителей.

В многочисленных предлагаемых вариантах реформы эконо­мики на всех уровнях управления, как правило, отсутствуют подпрограммы контроля, механизм контроля за реализацией предлагаемых мер, а следовательно, нет важного инструмента гарантирования осуществления и действенности реформ.

Совершенствование практики государственного и иного контроля должно основываться на триедином подходе, одновре­менной работе по трем направлениям: развитию теории контро­ля; обучению кадров управления владению научными основами контроля; рационализации всей системы контроля. Синтезом работы по этим трем направлениям будет результат, заключаю­щийся в переходе от формального к реальному контролю.

Суть совершенствования контрольной деятельности государ­ственных, общественных и хозяйственных органов должна заклю­чаться прежде всего в том, чтобы они брали на себя такой объем контрольной деятельности, который они в состоянии реально вы­полнить. Там, где органы управления взяли на себя невыполни­мый объем контроля, чреватый к тому же снижением его качест­ва, он перестает быть эффективным.



{LTS}