Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент — это управление нововведениями и инно­вациями. Чтобы раскрыть сущность инновационного менеджмента, не­обходимо уточнить такие близкие между собой понятия, как нововведение, инновации, инно­вационный процесс.

Понятие «нововведение» означает прогрес­сивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использу­ющей его.

Понятие «инновация» происходит от анг­лийского слова innovation - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовле­творения определенных потребностей. Оно при­менимо к продукту или услуге, а также способу их производства. Это понятие применимо также к любому усовершенствованию, обеспечиваю­щему экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Совокупность научно-технических, техноло­гических и организационных изменений, про­исходящих в процессе реализации нововведений, есть инновационный процесс. Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. по­следовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызре­вает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением — первым появлением на рынке нового продукта, услу­ги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, де­лается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услуги как но­вые именно для себя.

Понятие инновации тесным образом связано с понятиями «технология» и «изобретение». Технология — это не только способ, метод осуществления какого-либо процесса или какой-либо дея­тельности, но и знания об этом, т. е. знания, систематически при­меняемые для полезных целей. Знания в сфере менеджмента — часть технологии. Поэтому инновация может касаться не только продукта или услуги, но и новых способов взаимодействия людей в процессе их производства. Изобретение или открытие есть опи­сание нового феномена или решение известной проблемы.

Инновационные процессы пронизывают всю научно-техни­ческую, производственную, маркетинговую деятельность произ­водителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процес­сам материального производства обычно рассматривают следую­щие его стадии:

генерирование новой идеи;

экспериментальную реализацию новой идеи;

освоение в производстве;

массовый выпуск;

потребление.

Еще в 500 г. до н. э. Гераклит сказал: «Ничто не вечно, кроме перемен». Сегодня «вечные перемены» в экономической жизни стали происходить настолько стремительно, что внешняя среда для любого участника производства может представляться как хаос. Никакая удачно найденная модель предприятия не может обеспечить сколько-нибудь гарантированной стабильности даже на период в 10 лет.

Питере и Уотермен, авторы международного бестселлера «В поисках со­вершенства», для выявления закономерностей, обеспечивающих успех, выде­лили для рассмотрения 43 американские компании, которые на момент напи­сания книги демонстрировали весьма высокие показатели. Что же случилось с ними впоследствии? Всего лишь через 5 лет только 14 из 43 компаний сохранили лидирующие позиции, 10, утратив лидерство, продолжали твердо стоять на ногах, а 19 оказались в ослабленном состоянии. Почему произошли такие быстрые и драматические изменения? Потому что за этот короткий срок появились нововведения, которые прошли мимо фирм-лидеров; они не смогли их быстро освоить. Другими словами, эти фирмы проиграли в гибко­сти: их собственная способность к перестройке оказалась недостаточной.

Ускорение внешних перемен происходит из-за комплекса причин, среди которых — глобализация экономических процес­сов. По мере того как отечественная экономика становится все более открытой, этот фактор и в нашей стране набирает силу. Глобализация финансовых операций, постоянная возможность появления новых конкурентов делают непредсказуемыми ни це­ны, ни валютные курсы. Более того, сокращение средних разме­ров производства, освоение новых информационных технологий и новые возможности современных электронных средств труда сокращают цикл «идея — готовый продукт» и делают возможным для большого числа производителей всех стран мира быстрое ос­воение и выход на рынок с любой новой продукцией. Все это за­трудняет деятельность, усложняет сохранение лидерства. Совре­менный рынок и тем более рынок будущего — это уже не рынок массовой продукции со снижающейся себестоимостью, а рынок максимально дифференцированной в соответствии с запросами потребителей и постоянно обновляющейся массы продуктов и услуг. Главным экономическим критерием нововведений стано­вится не снижение издержек, а завоевание потребителя. Новая техника устанавливается не для того, чтобы экономить живой труд, а для того, чтобы обеспечить необходимые сроки разработ­ки новой продукции, улучшение качества, повышение гибкости производства.

Все это формирует и новый образ лидера-новатора, реализу­ющего следующие установки:

ориентация на достижение высокого качества, высокая ответ­ственность перед потребителем;

диверсификация производства с целью создания новых про­дуктов и услуг, формирования новых рыночных сегментов;

выбор наукоемкого типа накопления, при котором средства, предназначенные на развитие производства, в значительной сво­ей части вкладываются в НИОКР;

поощрение творчества и риска, создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия ре­шений;

активное использование методов стратегического управле­ния, персонифицированного маркетинга, участия каждого ра­ботника в обновлении и управлении производством и в присвое­нии прибыли и пр.;

небольшое число уровней иерархии в управлении;

международный характер деятельности;

отсутствие стремления к гигантизму (малое самостоятельное предприятие или малые автономные подразделения в рамках больших предприятий).

Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интел­лектуальный потенциал, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавлен­ной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и эко­номического развития организаций.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количе­ственный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответить на новый технологиче­ский вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы потре­бителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и общества.

Преимущества в материально-вещественных условиях про­изводства (сырье, основные фонды) сегодня перестали быть ос­новными факторами конкурентоспособности. Продукты могут быть клонированы, технология дублирована, производство мо­жет быть осуществлено с помощью других мощностей. Основны­ми факторами конкурентного преимущества сегодня являются: развитие навыков, приобретение нового опыта, инновационные возможности, ноу-хау, понимание и знание рынка, наличие баз данных, систем распределения информации, т. е. интеллектуаль­ных услуг.

Согласно ведущему американскому специалисту по пробле­мам управления П. Друкеру, «нововведение — это особый инстру­мент предпринимателей, средство, с помощью которого они ис­пользуют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг».

Предприятие любого производственного профиля значитель­но улучшит свое финансово-экономическое и технологическое состояние, если в рамках менеджмента инноваций в области са­мого менеджмента будет:

перестраивать свои организационные формы с целью их оп­тимизации;

управлять повышенными рисками, опираясь в своем поведе­нии на упреждающие действия;

культивировать использование передовых информационных технологий.

 

Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности

Инновации выражают механизм развития социальных систем любого типа. Внутренние связи социальных систем претерпева­ют качественные изменения в процессе адаптации к среде функ­ционирования. Причем эти изменения способствуют повыше­нию устойчивости и эффективности системы (деятельности) в том случае, если соответствуют закономерностям развития дан­ной системы.

Фундаментальными свойствами социальных инноваций яв­ляются:

качественный характер изменений. Качественные изменения системы оказывают наибольшее влияние на результаты ее функ­ционирования. В то же время этот тип изменений затрагивает ме­ханизмы кооперации человеческого поведения, поэтому являет­ся достаточно сложным;

целенаправленность изменений. Инновации направлены на достижение конкретного результата, который оправдывает их применение. Инновации преследуют цель повышения эффектив­ности организации.

Управление играет системообразующую роль в функциониро­вании организационных систем. Поэтому причиной применения управленческих инноваций является низкая результативность де­ятельности системы. Изменение структуры управленческих отно­шений затрагивает все компоненты организации. Применение управленческих инноваций обеспечивает решение организацион­ных проблем, которые препятствуют достижению нормативного (желаемого) состояния социальной системы. Совершенствование системы управления социальной организации реализует свойства социальных инноваций в сфере управленческих отношений. Управленческие инновации применяются в различных видах со­циальных систем. Самое непосредственное влияние оказывают они на повышение эффективности административной деятель­ности.

Изменение социально-политической ситуации и законода­тельной базы требует адекватных изменений методов управле­ния. Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные пе­рестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение научного уровня административно-управленческой деятельно­сти зависит от систематического применения управленческих инноваций.

Распространение управленческих инноваций в системе ру­ководства сталкивается с рядом проблем объективного и субъ­ективного характера. К объективным факторам, сдерживающим управленческие инновации, относятся:

противоречие старого и нового. Нововведение неизбежно на­рушает сложившуюся систему отношений в организации и тре­бует изменения существующей организационной структуры;

сложность, комплексность управленческих инноваций. Для подготовки и реализации управленческих нововведений необхо­димо проводить сбор и анализ информации по различным каче­ственным показателям и проводить изменения значительного числа организационных связей;

ограниченность развития органов государственного и муни­ципального управления. В существующей иерархической си­стеме стратегические цели деятельности административных уч­реждений определяются на вышестоящем уровне управления. Между тем для реализации инноваций необходима децентрали­зация.

К субъективным факторам относятся:

недостаточная компетентность государственных и муници­пальных служащих. У многих руководителей и специалистов бюрократических организаций отсутствует необходимый объем знаний по проблемам организации управленческого труда. От­дельные работники вообще не готовы работать в новых усло­виях;

низкий уровень интеграции теории и практики администра­тивной деятельности. Имеющиеся сегодня научные разработки в области совершенствования методов и структур управления по­ка не находят должного внимания со стороны чиновников.

Действие названных факторов можно значительно снизить при условии проведения мероприятий по организации иннова­ций. Под организацией управленческих инноваций понимается дея­тельность по определению параметров инновационного процес­са и регулированию разработки и реализации управленческих нововведений в соответствии с целью организационных измене­ний в учреждении.

Данная функция должна рассматриваться в единстве следую­щих аспектов: принципы, субъекты, объекты и методы управлен­ческих инноваций и инновационный процесс.



{LTS}