Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Мониторинг

Мониторинг (от лат. monitor — пре­достерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуе­мая постоянством, регулярностью осуществле­ния в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга сегодня — это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.

Мониторинг опирается на теорию управле­ния, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и т. п. Это позволяет:

посредством сравнения выявлять происхо­дящие в объектах наблюдения изменения;

на основе корреляций между переменными устанавливать механизмы происходящих в объ­ектах наблюдения процессов и явлений;

посредством статистических заключений обогащать знания, повышая тем самым досто­верность представлений об исследуемом объ­екте.

Полученные с помощью мониторинга дан­ные активно используются в различных облас­тях теории и практики.

Объективные предпосылки и возможности проведения мони­торинга заключаются в органическом единстве прошлого, насто­ящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, уси­ливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся по­вышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифици­рованных специалистов, способных к теоретическому переос­мыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о соци­ально-экономических и научно-технических тенденциях.

Мониторинг появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных пара­метров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мо­ниторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассив­ным. Постепенно он стал применяться также для целей отслежи­вания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономи­ческих, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпо­сылка преобразования социально-экономических систем.

Новая роль мониторинга утвердилась с появлением и распро­странением стратегического планирования.

Мониторинг в настоящее время может быть представлен как:

специфическая технология управления;

способ контроля над ситуацией, выявления причин расхож­дения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также органи­зации;

фактор снижения риска при разработке стратегии, при подго­товке к хозяйственной деятельности.

Управленческие задачи, решаемые с помощью мониторинга, относятся к типу слабоструктурированных. Они характеризуются преобладанием качественных характеристик, не имеют жестко заданного алгоритма разрешения, предполагают творческий под­ход, использование оригинальных методов. Один из таких приемов состоит в применении принципа «двадцати процентов». Он заключается в выделении посредством экспертных оценок той пятой части факторов, от которых в наибольшей степени зависит общий результат.

В этих же целях можно использовать графический метод («ра­дар»)

Векторы, характеризующие факторы мониторингового наб­людения (А, В, С, D, Е, F), проходят через:

«0» — точки критических качественных изменений на траек­тории развития предметов мониторинга;

«+» — зона положительных значений качества предметов мо­ниторинга;

«—» — зона критических значений качества предметов мони­торинга.

Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:

— параметр мониторингового наблюдения вектора имеет тенденцию движения к критической зоне;

— параметр мониторингового наблюдения вектора имеет тенденцию движения от критической зоны;

— параметр мониторингового наблюдения вектора находит­ся в критической зоне и имеет тенденцию к улучшению;

- параметр мониторингового наблюдения вектора находит­ся в критической зоне и имеет тенденцию к ухудшению.

Алгоритм мониторинга включает выполнение ряда следующих меро­приятий:

обоснование векторов, которые для объекта мониторинга имеют решаю­щее значение;

установление для каждого из векторов критических значений;

оценка тенденции движения параметров векторов;

обоснование целей и способов управленческого воздействия на динами­ку векторов развития.

 

Задачи и принципы мониторинга в государственном и муниципальном управлении

В сфере государственного и муниципального управления мо­ниторинг все более широко используется для комплексной срав­нительной оценки социально-экономического развития терри­ториальных структур Российской Федерации - федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Феде­рации, городов и районов. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия феде­рального Центра и территориальных органов власти и управле­ния, укреплению экономического пространства страны и строи­тельства федеративного государства.

Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках го­сударственного и муниципального управления, заключаются в следующем:

получении объективной информации о социально-экономи­ческих и общественно-политических процессах в стране, регио­нах, городах и районах;

анализе и всесторонней оценке угрозы общественному разви­тию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и на­селения;

обосновании мер по ускорению позитивных изменений;

разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизне­обеспечения населения.

Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:

комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми ос­новными социально-экономическими и общественно-полити­ческими процессами, и учет дифференциации важнейших пара­метров развития регионов, городов и районов;

системность оценки результатов, заключающаяся в иерархи­ческой взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;

однородность систематически исследуемых объектов;

адаптивность системы мониторинговых индикаторов к суще­ствующей в России статистической отчетности;

стандартизация оценок мониторинга.

 

Объекты и предметы мониторинга

Объекты и предметы мониторинга в государственном и му­ниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием на­учно-методической, организационно-правовой и информаци­онной базы его проведения.

Как уже упоминалось, направлениями мониторинга являют­ся: экологическое, экономическое, общественно-политическое, социальное, научно-техническое, медико-биологическое. Объ­екты, предметы и организацию мониторинга можно группиро­вать, исходя из ряда частных признаков. Например, по угрозам устойчивости процессов и явлений (устойчивые, неустойчивые, представляющие потенциальную опасность, реальную угрозу в настоящее время и т. п.); по возможности воздействовать на них со стороны отдельных структур и общества в целом, его ор­ганов власти и институтов управления и т. п.

Мониторинг может быть направлен на процессы и явления, которые можно наблюдать на глобальном, континентальном, национально-государственном, региональном, а также уровне от­дельных городов, районов или территорий.

Например, международными организациями проводится мониторинг гео­политических подвижек, развития культуры и здравоохранения на континен­тах и в странах мира. Систематическое наблюдение за метеорологическими процессами позволило составить соответствующие прогнозы о солнечной ак­тивности, принять соответствующие меры в связи с магнитной бурей в марте 2001 г. Мониторинг болезней крупного рогатого скота в Европе помог пони­зить риск распространения эпизоотии на другие страны и континенты.

Национальные системы мониторинга участвуют в проведе­нии глобальных наблюдений, представляют международным ор­ганизациям соответствующую информацию, а также используют полученные материалы.

Проблемы России в переходный период многочисленны, многофакторны и сложны. Почти десятилетие страна имела от­рицательные показатели, в перспективе же необходимо не толь­ко наверстать упущенное, но и выйти на новые рубежи.

По оценкам Международной организации труда, для развивающихся стран темпы экономического роста должны составлять минимум 6%. Лишь при этих темпах возможны высокий уровень занятости, получение необходимых доходов населением и т. п. Для Российской Федерации темпы экономическо­го возрождения и устойчивого последующего роста имеют исключительное значение и должны в ближайшие годы составлять менее 8—10% прироста ВВП в расчете на душу населения.

При разработке и проведении взвешенной внутренней и внеш­ней экономической политики используются, в частности, показа­тели порогового (минимального) значения, в том числе долей:

валового внутреннего продукта страны в целом от среднего по семи ведущим государствам мира — 75%;

промышленного производства обрабатывающей промышлен­ности от общего объема промышленного производства - 70%;

новых видов продукции в общем объеме продукции машино­строения — 6%.

В оценках некоторые исследователи ориентируются также на ранее установленную зависимость, согласно которой расширен­ное воспроизводство возможно лишь в случае, если инвестиции будут не менее 25% от ВВП.

Значение научного потенциала для общественного прогресса общеизвестно. Исследователи установили, что если затраты на проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ в течение 5—7 лет не превышают 1% ВВП, то возникает опасность разрушения научно-технического потенциала страны. Эти данные также могут служить в качестве индикаторов крити­ческого состояния рассматриваемой сферы.

Продуктивной представляется постановка мониторинга эко­номической и предпринимательской свободы. Общие их индек­сы показывают, в какой степени экономическая политика и на­циональные институты государства и региона обеспечивают: твердость национальной валюты; надежность и прозрачность рынков; гарантии против государственных изъятий и экспропри­ации; свободу международного обмена, предпринимательского выбора; минимизацию рисков в бизнесе; рост предпринима­тельской культуры и др.

Общесоциальные индикаторы, используемые при проведе­нии мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения эконо­мики наибольший интерес имеют данные об экономической ак­тивности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др.

 Доля пожилых людей в общей численности населения России достигла 21%. В 36 регионах удельный вес пожилых и престарелых существенно превы­шает среднероссийские показатели. Территории страны, где он достигает зна­чений от 26 до 28,5%, характеризуют как «зоны демографического бедствия».

В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожден­ных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допусти­мых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов про­дуктов.

Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда пот­ребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В Рос­сии его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на бу­дущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хо­зяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.

Перспективным является использование индекса развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показа­тели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрос­лого населения; количество обязательных лет обучения в шко­ле; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.

Относительно широко распространен мониторинг благосо­стояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Ве­ликобритании - 600 и т. д.

Мониторинг данного вида позволяет количественно оцени­вать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный мини­мум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в част­ности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить спе­цифические меры социальной защиты, поддержки, а также сти­мулирования к самообеспечению.

Экономическим и политическим центром страны осуществля­ется мониторинг политических процессов, международных эко­номических связей и отношений, статуса России в мировом сооб­ществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные со­циальные и экономические процессы в регионах, соответствие ин­дикаторов и показателей предельным уровням и др.

В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть глобальных (обще­мировых) и национальных процессов, однако при этом оно осу­ществляется с учетом региональных особенностей.

Специфическими объектами мониторинга в регионах являются:

демографические процессы, в том числе естественное движе­ние населения;

состояние воздушного и водного бассейнов;

качество питьевой воды;

радиационное загрязнение;

транспортное загрязнение (в крупных индустриальных цент­рах и городских агломерациях) и др.

Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:

экономическая динамика в целом;

устойчивость предприятий экспортной ориентации на внеш­них рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими но­вых рыночных позиций;

криминализация экономических структур;

изменение трудовой мотивации населения;

движение финансовых потоков и финансового обеспечения, прежде всего, отраслей специализации и социальной сферы;

состояние технологического потенциала и др.

Перечень статистических показателей социально-экономи­ческого положения муниципальных образований утвержден по­становлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия оперативных мер.

Для целей же стратегических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных образований в средне- и долговременной перспективе, целесооб­разно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.

В связи с этим представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - НАВIТАТ. Для ха­рактеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, рас­пределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень гра­мотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоя­нии природной среды, качестве местного управления и др.



{LTS}