Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Бенчмаркинг

Относительно новой технологией управления, получившей в последнее время широкое распространение в мировой практи­ке, становится бенчмаркинг. Эта технология тесно связана с мо­ниторингом. Бенчмаркинг - особая управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы организации внед­ряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций — аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется по­иск организаций (предприятий), которые показывают наивыс­шую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях.
В процессе бенч­маркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры в процессе удовлетворения потребностей потребителей и клиентов. Не только руководители коммерческих фирм, но и управля­ющие организациями общественного сектора, а также государ­ственные служащие многих стран мира стали использовать бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы в це­лях передачи передового опыта управления из других успешно действующих организаций. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления луч­ших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.
Бенчмаркинг — термин, который первоначально использо­вался землеустроителями для обозначения степени возвышения. В управлении бенчмаркинг нацелен на выявление и использова­ние лучшего опыта в производстве товаров и услуг. В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного со­вершенствования деятельности, которое предусматривает непре­рывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности органи­зации. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались ус­пешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации.
Функциональный бенчмар­кинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы организа­ций, не являющихся прямыми конкурентами данной организа­ции. Данные о самом лучшем в мире опыте производства продук­ции или процессе обслуживания иногда трудно выявить в силу того, что исчерпывающая информация требует весьма высоких затрат. Поэтому бенчмаркинг часто использует информацию об организациях, которые просто оказались лучшими по тем или иным параметрам. В последующем могут быть выявлены новые лучшие образцы, и бенчмаркинг приобретает характер непрерыв­ного процесса постоянных усовершенствований. В отечественной практике прошлых лет бенчмаркинг более известен как использование передового опыта лучших предприя­тий в рамках соцсоревнования. Однако имеются важные отличия бенчмаркинга, используемого в рыночных условиях, от внедре­ния передового опыта в рамках соцсоревнования, используемого в условиях централизованной экономики.
Первое отличие: соцсоревнование, как правило, навязывало лучшие образцы сверху, а бенчмаркинг проводится на инициа­тивной основе.
Второе: бенчмаркинг использует передовой опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий из других отраслей и сфер.
Третье: бенчмаркинг не ищет самых лучших образцов для подражания, ему достаточно использовать опыт деятельности, который по тем или иным параметрам оказался лучше, и на этой основе проводить улучшение собственной деятельности.
Четвертое: бенчмаркинг осуществляется, как правило, непре­рывно, каждый раз после внедрения тех или иных новшеств про­водится новый поиск лучших образцов для передачи передового опыта. Классическим примером, широко растиражированным в западной литера­туре по менеджменту, стал бенчмаркинг фирмы «Ксерокс». В начале 1980-х гг. подразделение этой фирмы, занятое дистрибьюцией, столкнулось с низкой эффективностью выполнения складских функций. «Ксерокс» целенаправ­ленно изучил практику организации складских работ в различных компаниях и остановился на компании L.L. Bean, в которой складские операции выпол­нялись весьма эффективно с использованием передовых информационных технологий. Параметры складируемых единиц хранения у этих двух компа­ний были схожими, что давало основание применить в «Ксероксе» опыт ор­ганизации складской деятельности L.L. Bean. Главным преимуществом L.L. Bean было то, что она на основе безбумажной технологии организовала выполнение всех складских операций в автоматизированном режиме и на этой основе добилась значительного снижения затрат.
Реализация тех же под­ходов и использование аналогичных информационных технологий позволи­ли «Ксероксу» существенно повысить эффективность складских операций. Интересен этот пример, прежде всего, тем, что «Ксерокс» самостоятельно ор­ганизовал изучение опыта других компаний, выбрал из них наиболее прием­лемый, вычленил основные факторы, позволившие L.L. Bean достичь значительных показателей в своей деятельности, а затем с успехом внедрил опыт L.L. Bean в собственную практику. Бенчмаркинг нашел свое применение не только в коммерче­ских предприятиях, но и в государственном управлении. Нацио­нальные и местные правительства многих стран мира ищут спо­собы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу потраченных бюджетных средств, повысить каче­ство услуг, предоставляемых гражданам. Однако чтобы это сде­лать, необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющий­ся опыт и перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адап­тацию передового управленческого опыта. Для органов регионального управления наибольший интерес представляет пример деятельности аудиторской комиссии в Ве­ликобритании.
Она осуществляет постоянный мониторинг ка­чества менеджмента местных органов власти, а также организа­ций общественного сектора, которые действуют на местном уровне. При этом мониторинг опирается на систему показате­лей, которые включают в себя многие детальные показатели де­ятельности учреждений здравоохранения, полиции, местных ор­ганов власти и пр. Данный мониторинг направлен на выявление расхождения в эффективности использования бюджетных средств, потраченных на те или иные нужды. На основе данного мониторинга аудиторская комиссия выявляет передовой опыт лучшего, с точки зрения показателей социально-экономической эффективности, использования бюджетных средств финансиро­вания государственного учреждения (им может оказаться лучшая школа, лучший госпиталь, лучшая пожарная команда и пр.). За­тем лучший опыт изучается, выявляются те практические шаги, которые позволили получить лучшие результаты, затем этот опыт описывается и тиражируется при непосредственном участии сот­рудников аудиторской комиссии. Таким образом, контроль, кото­рый осуществляет аудиторская комиссия, своей конечной целью имеет повышение эффективности работы многих государствен­ных учреждений и в конечном счете повышение эффективности каждого бюджетного фунта стерлингов. Бенчмаркинг представляет собой успешную управленческую технологию, которую целесообразно использовать в отечествен­ной практике.
Это использование может оказаться весьма успеш­ным, тем более что имеется значительный практический опыт по применению методов соцсоревнования в государственной сфере в недавнем прошлом. Одним из возможных подходов к использованию бенчмар-кинга является участие в различных рейтингах и оценках качест­ва систем управления. Любое общественное признание, основан­ное на результатах, достигнутых в процессе открытого и гласного соревнования, может способствовать повышению качества госу­дарственного управления. Оценка качества работы государствен­ной организации, выполненная независимыми комиссиями или общественными организациями и получившая общественное признание, содействует повышению качества управления в госу­дарственных и муниципальных органах управления. Любые об­щественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс государственного и муниципального управления более прозрачным и эффективным. В связи с этим на первых этапах ис­пользования бенчмаркинга в отечественной практике государ­ственного и муниципального управления целесообразно органи­зовать разнообразные конкурсы и рейтинги органов местного управления и самоуправления, а также оценки качества использо­вания бюджетных средств. В последнее время в ряде стран бенчмаркинг развивается в направлении создания кооперативов бенчмаркинга. Группы ор­ганизаций или подразделений собираются, чтобы учиться друг у друга, используя для самооценки идентичные индикаторы. Это приводит к дальнейшему развитию организаций общественного сектора, повышению их эффективности. Это крайне интересное направление деятельности может найти свое развитие в отече­ственной практике, в том числе на базе таких организаций, как союзы городов, региональные ассоциации местного самоуправ­ления и пр. Бенчмаркинг может рассматриваться как своеобразная техно­логия обучения. Бенчмаркинг сам по себе должен быть ориентиро­ван прежде всего на обучение.
Эффект обучения в бенчмаркинге может возникнуть лишь при соответствующих организационных и культурных предпосылках. Это необходимый уровень децент­рализации управления, делегирование полномочий, отсутствие вертикальной иерархии и наличие средств горизонтальной ко­ординации. В то же время сам по себе бенчмаркинг играет под­чиненную роль в рамках общей стратегии обучения организаций. Необходимым элементом этой стратегии является обучение тому, как следует обучаться.
Дело в том, что многие организации все еще не адаптированы к новым условиям, требующим непрерыв­ного и постоянного процесса обучения, и их способность к обу­чению находится ниже необходимого уровня. В связи с этим в программах обучения и повышения квалификации государ­ственных и муниципальных служащих целесообразно предусмат­ривать специальные тренинги, нацеленные на использование новых методов менеджмента в государственном и муниципаль­ном управлении, а также тренинги, развивающие у государствен­ных и муниципальных служащих способности к обучению и са­мообучению Бенчмаркинг можно рассматривать как инструмент всеобще­го управления качеством. Этот инструмент с успехом использует­ся в ряде корпораций. Бенчмаркингу помогает ориентация на стандарты управления качеством и, прежде всего, стандарты ИСО серии 9000. Эти стандарты дают всемирно признанный ориентир для управления качеством.
Это позволяет при применении бенч-маркинга делать выводы относительно того, как и в каком на­правлении развивать управление, и одновременно дает точку от­счета для оценки системы управления. Выполнение стандартов ИСО 9000 не только в коммерческих, но и в государственных ор­ганизациях, в том числе в органах регионального и муниципаль­ного управления, — важный шаг к повышению эффективности их работы. В настоящее время система Всеобщего управления каче­ством достаточно широко применяется в деятельности коммер­ческих организаций всех стран мира. Думается, что все основные подходы, используемые во Всеобщем управлении качеством, с успехом могут применяться в деятельности местных органов вла­сти.
Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и мест­ных органов власти. Учитывая практику управления качеством в коммерческих организациях, достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предпо­лагает процедуру внешнего аудита.


{LTS}